Начать можно с самого названия. Хотя верны оба названия, всё же корректнее называть этот день Воскресением Христовым, собственно же Пасха — иудейский праздник. Иисус, согласно Писанию, действительно воскрес на иудейскую Пасху. Только в нашей традиции дата Пасхи православной намеренно рассчитывается так, чтобы день Светлого Христова Воскресения праздновать после Пасхи иудейской. К тому же само название — «Воскресение» — точно отражает суть и смысл праздника.
Но естественно, и этот, действительно, великий в христианской картине мира праздник люди окружили поверьями. И их не столь уж мало. Познакомимся с некоторыми?
Первая «остановка» — Сретение, Вход Господень в Иерусалим. Естественно, сретенские поверья связаны в основном с главным атрибутом — вербой. Прежде всего, теперь сама освящённая верба считается наделённой особой, целительной и оберегающей дом, силой. К примеру, для придания здоровья вербой касались домочадцев. А детей, вроде бы, было принято хлестать вербой с той же целью.
Конечно, во всём этом есть логика. Правда, языческая. Верба, имитирующая пальмовые ветви — чисто христианский атрибут. А верба как одно из первых просыпающихся весной растений — атрибут пробуждающейся жизненной силы. И касаются, и хлещут ею, чтобы эта сила передалась людям.
Но это, в общем-то, ещё цветочки. Наверное, более всего поверий и обрядов окружают Великий четверг. «Чистый», как он чаще зовётся в народе. И «народ», в соответствии с названием, старается в этот день «очищаться». В прямом смысле — мыться. А заодно «очищать» окружающее пространство, прежде всего дом. Убираться и вообще наводить порядок.
Неужели и это неправильно? Отчасти. Церковь действительно говорит о связи этого дня (как и всего Великого Поста) с очищением. Только как пост не имеет отношения к диете, так и Страстной Четверг связан с очищением духовным. И всё!
Хотя с точки зрения язычника вполне логично совместить очищение духовное и физическое. Как правило, там эти аспекты вообще не слишком разделяют; не разделяют мир на материальный и духовный. В христианском же учении вроде бы нет указаний на какое-либо сосредоточение на бытовой стороне очищения.
От себя добавлю, что не вижу ничего плохого в наведении порядка. Тем более в ритуально-символическом, когда мы наполняем его определённым смыслом. Только раз мы называем себя христианами, очищение внешнее не должно заслонять главного очищения — духовного. Как пост существует для души. В первую, вторую, третью и десятую очередь. А для диеты даже затрудняюсь назвать, в какую.
О защитных четверговых крестах мы уже говорили. Ещё в Страстной Четверг готовят другое «средство защиты» — четверговую соль. Особым образом пережигают или освящают в церкви. Говорят, положенные ритуалы придают ей целительные и оберегающие свойства!
И ещё в доме «обновляют огонь». Помните, что кресты на дверях рисуются принесённой с литургии свечой? От этой свечи зажигают домашнюю лампаду. Иногда делая это в течение всего года, до следующего Страстного Четверга.
Кстати, раньше огонь обновляли, добывая новый трением. Но что ж мы, нехристи какие, язычники? Православные если обновляют — то непременно освящённой свечой! Да и проще так — хотя это, конечно же, ни при чём…
Есть и чисто пасхальные «народные обычаи».
Например, посещать кладбище. Хотя есть версия, что этот обычай — действительно не языческий, а народный. Возникший в советское время. Кстати, тем кто искренне считает, что злодеи-коммунисты запрещали посещение храмов, скажу: это не так. То есть времена бывали разные. Но при развитом социализме — не запрещали. Хотя для кого-то это было нежелательным. Другие стеснялись, не хотели афишировать, посещая вместо этого кладбище, что никоим образом не осуждалось. То есть посещение кладбища на Пасху — вынужденная мера, в которой теперь нет ни малейшей необходимости.
И конечно, «народ» не мог не проигнорировать такие атрибуты праздника, как пасхальные Святая вода и яйца! «Заряженные особой благодатью», они используются во множестве обрядов: от защитных и целительных (что хотя бы логично!) до… использования в ритуалах, направленных на повышение урожайности. Похоже, это снова народный обычай — с языческой точки зрения нелогичный.
В общем, как ни борись с заблуждениями, «народ» не только бережно хранит старые обычаи, но и изобретает современные. Хотя убедить в этом вряд ли кого удастся. Люди поавторитетней автора и то не смогли. К примеру, вот как высказывался Стоглавый собор по поводу одного из поверий: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям».
Как видим, за четыре с половиной века мало что изменилось…
И всё же приближается Великий праздник. Позвольте православному язычнику поздравить читателей: с наступающим Воскресением Христовым!