Церковь вспоминает в этот день «Тайную вечерю», которую совершил накануне своего распятия Иисус Христос со своими учениками. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как во время Вечери сам Господь совершил обряд омовения ног своих учеников. Смысл обряда заключается в том, что каждый человек, не думая о собственном превосходстве над другими, о чине и звании, должен быть готовым служить другим людям, и в этом состоит величайшая любовь и истинное предназначение человека. Так глубоко гуманистически был переосмыслен церковью обычай очищения водой, который существовал задолго до появления христианства.
Учёные считают, что обряд очищения водой своими корнями уходит в глубокую древность. Первоначально, в языческие времена, это было омовение перед на началом весенних полевых работ, от успеха которых полностью зависело благосостояние и даже сама жизнь человека.
Одним из самых распространённых видов очищения водой, наряду с купанием, было умывание и обливание. По поверью, воду для омовения следовало набирать на заре, до восхода солнца, поскольку в старину это время считалось наиболее подходящим для проведения различных обрядов и разных магических действий.
Бытовало поверье, что в Чистый четверг до восхода солнца ворон носит своих детей на речку купать. Кто успеет искупаться раньше воронят, тот будет здоров на протяжении всего года. Поэтому больные люди купались даже ночью, чтобы успеть до того, как ворон своих воронят искупает. Недужные верили, что таким образом они избавятся от своих болезней. Искупавшись, больной набирал ведро воды, нёс его на перекрёсток дорог и выливал со словами: «Господи Иисусе! Перекрёстная дорога! Дай, Боже, здоровья в ручки, в ножки и в живот немножко». Считалось, что таким образом больной оставляет свои болезни на перекрёстке, поэтому осторожные люди, помня об этом обычае, в Чистый четверг обходили перекрёстки десятой дорогой, чтобы не подхватить чужие болячки.
Зная о чудодейственной силе вербы, освящённой в Вербное воскресенье, её веточки варили в четверг и затем этой водой обливались, мыли голову, а также лечили больных животных.
Помимо омовения, очистительный смысл имел церковный обряд окуривания, проводимый в Чистый четверг в северных областях России. На Севере, где в это время года всё ещё сохраняются морозы, окуривание появилось как замена обливанию и купанию. Для окуривания собирали можжевеловые ветки, зажигали их на сковороде в избе и всех «окуривали»: для этого нужно было перескочить через дымящиеся сучья, чтобы избавиться от грехов и не болеть.
Кроме того в Чистый четверг положено было запасаться так называемой четверговой солью, обладающей очистительными и целебными свойствами. Этот обычай был широко распространён в древности. С давних времен соль, как и хлеб, высоко ценилась и имела большое значение в питании. Не случайно хлеб — символ земли, и соль — символ солнца, стали главными атрибутами встречи гостей.
Вместе с хлебом соль вошла в число обязательных предметов, которые заготавливали перед посевом с магической целью. Четверговую соль готовили определённым образом: соль смешивали с хлебной закваской, клали в старый лапоть и бросали в огонь. Затем пережжённую смесь толкли, просеивали и применяли в лечебных целях. Четверговая соль считалась лучшим лекарством от всех болезней. Ею солили хлеб и кушанья на Пасху. Очищению огнём соль подвергали, поскольку полагали, что она была осквернена предателем Иудой во время Тайной Вечери.
Народные и церковные обычаи переплелись и в традиции омовения с серебра, то есть омовения водой, в которую опустили серебряную монету, символизирующую сребреники Иуды. Считалось, что вода очищает серебро, осквернённое предателем.
С Чистым четвергом связано и пострижение первых волос у детей, чтобы они лучше росли. Кроме того в этот день принято было стричь шерсть у овец, подрезать хвосты у лошадей и прочей живности. По поверью это должно было уберечь скот от болезней и дать хороший приплод.
К четвергу была отнесена и основная подготовка к Пасхе. В доме всё мыли, убирали, чистили, и это органически сочеталось с очистительным характером обрядов этого дня. Ведь недаром он был назван народом Чистым. В этот день также было положено заниматься приготовлением праздничной Пасхальной еды, традиционным атрибутом которой являются высокие сдобные хлебцы, называемые у русских куличами, а у украинцев и белорусов пасхами. Считалось, что если куличи удадутся, будут высокими и вкусными, в семье всё будет хорошо, а если тесто не поднялось, а корка растрескалась — семью ждут несчастья. Творожные пасхи в виде четырёхгранной усечённой пирамиды, стенки которой украшались узорами, символизировали хороший приплод у домашнего скота.
В Чистый четверг принято было красить яйца. Первоначально их красили только природными красителями: берёзовыми листьями, шелухой от лука. С конца девятнадцатого века большее распространение стали получать покупные красители, а также окраска яиц с помощью разноцветных кусочков ткани, отчего яйца получались неравномерно окрашенными и имели вид «мраморных». Русские и белорусы редко использовали орнамент для украшения пасхальных яиц. В Украине же, особенно Западной, эта традиция очень распространена и сегодня. Многие писанки представляют собой настоящие произведения искусства.