Александр Кабанель, «Изгнание из рая». За что, Господи?

Реклама
Грандмастер

Как доносит до нас Библия, первые люди Адам и Ева были изгнаны из рая. Что представлял собой рай? Библия даёт весьма приблизительное описание места, куда должен стремиться верующий: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Библия, Бытие, 2, 8). «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Библия, Бытие, 2, 9).

Поначалу Адам в раю был один: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Библия, Бытие, 2, 15).

Довольно странно, что Бог под страхом смерти запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. И вообще, в момент создания первого человека как можно было говорить о двух противоположных понятиях: добро и зло? Ещё ничего нет, а добро и зло уже существуют? И знания об этом несут плоды дерева? И почему такое жестокое наказание — смерть за познание?

Но что было, то было. Нельзя с этого дерева есть, а вот ухаживать за ним, возделывать и хранить его нужно.

Сколько времени прошло от создания мужчины — неизвестно, но, судя по всему, первый человек не мог справиться с работой по саду. И Бог решает сделать ему помощника.

Реклама

Поначалу он хотел, чтобы Адам выбрал себе пару из тех, что он создал. Но не получилось, пара не нашлась. Тогда Бог решается на хирургическую операцию: берёт у Адама ребро и превращает его в женщину.

И ни с того ни с сего появляется новое абстрактное понятие: стыд. Откуда оно взялось — совершенно непонятно, но Библия говорит: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Библия, Бытие, 3, 25). Да и кого стыдиться — людей-то в округе нет, одно зверьё.

Сколько времени Адам и Ева наслаждались райской жизнью — неизвестно. Но есть же кто-то, кому плохо, когда другому хорошо. И тут такой объявился. Змей, который — почему-то — оказался «хитрее всех зверей полевых». Ему по непонятной причине захотелось открыть глаза молодым людям. Он донёс до них тайну божественного промысла: за поедание плодов с дерева познания добра и зла смерть не грозит, но

Реклама
«вы будете как боги, знающие добро и зло» (Библия, Бытие, 3, 5).

Начались беды: они отведали плодов, вдруг увидели, что они обнажены, решили хоть немножко прикрыться («сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Библия, Бытие, 3, 7)) — и тут их настигает стыд. Они услышали, что Бог ходит по раю, и спрятались. Здесь Адам и Ева сыграли с Богом в прятки: Бог ищет их и не может найти. Хорошо так спрятались. В конце концов. Бог спрашивает: «Адам, где ты?» Адам отвечает: «Я спрятался!» Слово за слово, выясняется, что эта пара молодых съела что-то с запретного дерева, что первой была Ева, её на это подвигнул змей, а потом уже Адам откусил кусочек у Евы.

Бог всех наказал: змея заставил ползать на брюхе (видимо, до этого у него были ноги), женщине дал болезненную беременность и роды, а Адама заставил добывать хлеб в поте лица.

Реклама

Божественный страх за то, что знающий добро и зло Адам вкусит от древа жизни и станет жить вечно, привёл к тому, что Бог отправил первых людей за границы рая. А чтобы не было пути назад, поставил у входа Херувима с пламенным мечом — «охранять путь к древу жизни» (Библия, Бытие, 3, 24).

На картине французского художника Александра Кабанеля — два обнажённых тела: Ева и Адам. Ева плачет, а Адам злится. Они лежат возле дерева, из листьев которого сооружено некоторое подобие прикрытия. Им стыдно, они преступили заповедь Бога. Им страшно: что теперь будет?

А над ними — сам Господь Бог в сопровождении ангелов. Слева от него — тот самый страж с огненным мечом, который должен стеречь вход в рай. В левом нижнем углу картины — туловище змеи, а над ним — голова. Видимо, это голова дьявола.

Реклама

Что будет с грешниками? Их ждёт многотрудная жизнь со всеми её невзгодами и мечта о рае, где ничего не надо делать…

Реклама