В романе «Белларион» она выступает как второстепенное действующее лицо, однако нарисована достаточно ярко. Показана она амбициозной, честолюбивой натурой, одержимой страстью стать миланской герцогиней. Было ли ей свойственно такое же властолюбие в действительности — сложно сказать. Но именно воплощение мечты о герцогской короне принесло ей страдание и смерть.
На полях историиРеклама
Реальная Беатриче ди Тенда жила на рубеже
После смерти Фачино Кане его вдова унаследовала огромное состояние и обширные владения. Вторичный брак оказался роковым для Беатриче. Её новым супругом стал Филиппо Мария Висконти — герцог Милана с 1412 года. В этом браке тоже имела место разница в возрасте, но ситуация сложилась диаметрально противоположным образом. На сей раз сама Беатриче была старше своего мужа, причём на целых двадцать лет.
Тем не менее поначалу Филиппо испытывал симпатии к жене, которая, несмотря на возраст, отличалась красотой, обаянием и незаурядным умом. Однако довольно быстро наступило охлаждение. У Беатриче нашлись недоброжелатели, по чьим наветам её обвинили в супружеской неверности. Герцог, по натуре жестокий и подозрительный, не преминул воспользоваться этим предлогом, чтобы избавиться от жены. По приговору суда она была обезглавлена. Это произошло в 1418 году.
Перекликание судеб
В глазах современников, а затем и потомков Беатриче чаще представала как жертва произвола. На то есть веские основания. Достоверных подтверждений её вины не было. К тому же сам герцог Филиппо был весьма непопулярной фигурой, гораздо большими симпатиями пользовалась сама Беатриче. Расправа над ней могла только усилить неприязнь жителей Милана к своему правителю.
«Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю», — сказал немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель. Судьба Беатриче в какой-то мере предвосхитила участь английской королевы Анны Болейн, казнённой по аналогичному обвинению. И, что любопытно, обе они вдохновили композиторов XIX века. Гаэтано Доницетти написал оперу «Анна Болейн». А судьба Беатриче ди Тенды заинтересовала Винченцо Беллини, и в 1833 году состоялась премьера его лирической трагедии.
Сценическая жизнь этого произведения оказалась непростой. На фоне триумфов других творений Беллини новую оперу «Беатриче ди Тенда» ожидал крайне неодобрительный приём, граничивший с провалом. Возможно, сыграл свою роль мрачный сюжет. Но сам Беллини сказал: «Моя „Беатриче“ отомстит за себя». Современные постановки подтвердили музыкальные достоинства партитуры. В опере показана трагическая развязка судьбы Беатриче — честной, благородной героини, сумевшей стать выше происков врагов.
Страницы либретто
…Миланский герцог Филиппо погружён в мрачные думы. Он охладел к своей жене Беатриче. Его помыслами овладела прелестная Аньезе. Последняя же влюблена в молодого придворного Оромбелло. С ним она настойчиво ищет свидания. Однако Оромбелло холодно отвечает на её пылкие речи. Аньезе начинает подозревать, что он испытывает чувства к самой герцогине.
Беатриче во власти печальных размышлений. Громкий титул не принёс ей счастья. Глядя на статую своего первого мужа Фачино Кане, Беатриче вспоминает прошлое и остро чувствует одиночество. Филиппо настроен к жене весьма агрессивно, что повергает её в отчаяние. Ей робко пытается объясниться в любви Оромбелло. Беатриче сочувствует юному поклоннику, однако не допускает даже мысли нарушить супружескую верность.
Внезапно появляется Филиппо, которого нарочно привела Аньезе. Он бросает Беатриче обвинение в измене. Для «подтверждения» приказывает подвергнуть пыткам Оромбелло. Не выдержав мучений, несчастный подтверждает обвинение в преступной связи с герцогиней. И только затем с ужасом осознаёт, что, оклеветав себя, погубил и Беатриче. Оромбелло отказывается от всех показаний и даже просит для себя более тяжких мучений, надеясь загладить вину.
Смертный приговор составлен, дело только за подписью. Достаточно росчерка пера — и Филиппо свободен от уз брака. Но тут жестокого герцога одолевают сомнения. Ему страшно, что потомки осудят его. В это время в замок приносят весть: среди граждан Милана зреет недовольство, они готовы восстать и освободить Беатриче. В гневе Филиппо подписывает приговор и требует немедленного исполнения.
Во внутреннем дворе замка приближённые герцогини с ужасом ждут её появления. Но Беатриче спокойна и готова достойно встретить смерть. Тем временем вбегает раскаявшаяся Аньезе — она бросается к ногам осуждённой, надеясь вымолить прощение. Беатриче находит в себе силы примириться со всеми, кто сделал ей много зла. Её слова сливаются с голосом умирающего Оромбелло. Простив своих врагов, Беатриче идёт на эшафот.
Вместо послесловия
…Яркая личность подчас весьма противоречива. Возможно, такой была и Беатриче ди Тенда. В молодые годы она могла быть отнюдь не лишённой властолюбия, какой предстаёт под пером Сабатини. Однако осознание своих заблуждений, пусть и позднее, возвысило её в глазах потомков. Поэтичный образ, сотканный из пленительных мелодий Беллини, восхищает до сих пор. Сквозь века пробиваются драматичные предания. Одной из таких легенд стала «миланская Анна Болейн» Беатриче ди Тенда.