Какая трагедия произошла с миланской герцогиней в XV веке? Беатриче ди Тенда и её образ в искусстве

Реклама
Грандмастер

«Она была среднего роста, с красивым лицом, гладким и белым, обрамлённым иссиня-чёрными прямыми волосами, и в её внешнем облике, особенно во взгляде, высокомерном и ленивом, угадывалось, казалось, что-то кошачье». Такой предстала Беатриче сквозь призму фантазии писателя XX века Рафаэля Сабатини.

В романе «Белларион» она выступает как второстепенное действующее лицо, однако нарисована достаточно ярко. Показана она амбициозной, честолюбивой натурой, одержимой страстью стать миланской герцогиней. Было ли ей свойственно такое же властолюбие в действительности — сложно сказать. Но именно воплощение мечты о герцогской короне принесло ей страдание и смерть.

На полях истории
Реклама

Реальная Беатриче ди Тенда жила на рубеже XIV—XV вв.еков. Годом её рождения чаще всего называют 1372-й. Она была супругой военачальника Фачино Кане. Вряд ли их отношения были простыми. Сложности во взаимопонимании могли усилиться из-за того, что муж был намного старше своей молодой жены. Однако не исключено, что Беатриче искренне уважала его и сопровождала в военных походах.

После смерти Фачино Кане его вдова унаследовала огромное состояние и обширные владения. Вторичный брак оказался роковым для Беатриче. Её новым супругом стал Филиппо Мария Висконти — герцог Милана с 1412 года. В этом браке тоже имела место разница в возрасте, но ситуация сложилась диаметрально противоположным образом. На сей раз сама Беатриче была старше своего мужа, причём на целых двадцать лет.

Реклама

Тем не менее поначалу Филиппо испытывал симпатии к жене, которая, несмотря на возраст, отличалась красотой, обаянием и незаурядным умом. Однако довольно быстро наступило охлаждение. У Беатриче нашлись недоброжелатели, по чьим наветам её обвинили в супружеской неверности. Герцог, по натуре жестокий и подозрительный, не преминул воспользоваться этим предлогом, чтобы избавиться от жены. По приговору суда она была обезглавлена. Это произошло в 1418 году.

Перекликание судеб

В глазах современников, а затем и потомков Беатриче чаще представала как жертва произвола. На то есть веские основания. Достоверных подтверждений её вины не было. К тому же сам герцог Филиппо был весьма непопулярной фигурой, гораздо большими симпатиями пользовалась сама Беатриче. Расправа над ней могла только усилить неприязнь жителей Милана к своему правителю.

Реклама

«Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю», — сказал немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель. Судьба Беатриче в какой-то мере предвосхитила участь английской королевы Анны Болейн, казнённой по аналогичному обвинению. И, что любопытно, обе они вдохновили композиторов XIX века. Гаэтано Доницетти написал оперу «Анна Болейн». А судьба Беатриче ди Тенды заинтересовала Винченцо Беллини, и в 1833 году состоялась премьера его лирической трагедии.

Сценическая жизнь этого произведения оказалась непростой. На фоне триумфов других творений Беллини новую оперу «Беатриче ди Тенда» ожидал крайне неодобрительный приём, граничивший с провалом. Возможно, сыграл свою роль мрачный сюжет. Но сам Беллини сказал: «Моя „Беатриче“ отомстит за себя». Современные постановки подтвердили музыкальные достоинства партитуры. В опере показана трагическая развязка судьбы Беатриче — честной, благородной героини, сумевшей стать выше происков врагов.

Реклама

Страницы либретто

…Миланский герцог Филиппо погружён в мрачные думы. Он охладел к своей жене Беатриче. Его помыслами овладела прелестная Аньезе. Последняя же влюблена в молодого придворного Оромбелло. С ним она настойчиво ищет свидания. Однако Оромбелло холодно отвечает на её пылкие речи. Аньезе начинает подозревать, что он испытывает чувства к самой герцогине.

Реклама

Беатриче во власти печальных размышлений. Громкий титул не принёс ей счастья. Глядя на статую своего первого мужа Фачино Кане, Беатриче вспоминает прошлое и остро чувствует одиночество. Филиппо настроен к жене весьма агрессивно, что повергает её в отчаяние. Ей робко пытается объясниться в любви Оромбелло. Беатриче сочувствует юному поклоннику, однако не допускает даже мысли нарушить супружескую верность.

Внезапно появляется Филиппо, которого нарочно привела Аньезе. Он бросает Беатриче обвинение в измене. Для «подтверждения» приказывает подвергнуть пыткам Оромбелло. Не выдержав мучений, несчастный подтверждает обвинение в преступной связи с герцогиней. И только затем с ужасом осознаёт, что, оклеветав себя, погубил и Беатриче. Оромбелло отказывается от всех показаний и даже просит для себя более тяжких мучений, надеясь загладить вину.

Реклама

Смертный приговор составлен, дело только за подписью. Достаточно росчерка пера — и Филиппо свободен от уз брака. Но тут жестокого герцога одолевают сомнения. Ему страшно, что потомки осудят его. В это время в замок приносят весть: среди граждан Милана зреет недовольство, они готовы восстать и освободить Беатриче. В гневе Филиппо подписывает приговор и требует немедленного исполнения.

Во внутреннем дворе замка приближённые герцогини с ужасом ждут её появления. Но Беатриче спокойна и готова достойно встретить смерть. Тем временем вбегает раскаявшаяся Аньезе — она бросается к ногам осуждённой, надеясь вымолить прощение. Беатриче находит в себе силы примириться со всеми, кто сделал ей много зла. Её слова сливаются с голосом умирающего Оромбелло. Простив своих врагов, Беатриче идёт на эшафот.

Реклама

Вместо послесловия

…Яркая личность подчас весьма противоречива. Возможно, такой была и Беатриче ди Тенда. В молодые годы она могла быть отнюдь не лишённой властолюбия, какой предстаёт под пером Сабатини. Однако осознание своих заблуждений, пусть и позднее, возвысило её в глазах потомков. Поэтичный образ, сотканный из пленительных мелодий Беллини, восхищает до сих пор. Сквозь века пробиваются драматичные предания. Одной из таких легенд стала «миланская Анна Болейн» Беатриче ди Тенда.

Реклама