Испанская история дышит почти таким же ярким колоритом, как и российская. Наверное, поэтому эти две страны считают в чем-то похожими друг на друга.
Говоря об Испании, можно писать о многом, даже не вдаваясь в подробности современной её истории и музыки.
Для меня Испания — это Лопе де Вега, Эрнан Кортес, Эль Греко, Веласкес, Федерико Гарсиа Лорка, Пикассо, и даже Эрнест Хемингуэй с его романом «По ком звонит колокол».
Испания — настолько колоритная страна, что любая личность в ней становится личностью. Любая беда — бедой, общенациональной трагедией.
Испанцы много веков были под арабским владычеством, и этим, наверное, можно объяснить жесткость и даже жестокость испанского характера. Арабские страсти в испанской душе переплелись с горячностью характера человека, родившегося на юге, рождая новый образ средневекового европейца.
Горячая, почти восторженная вера испанцев соседствует почти с таким же фанатизмом, который можно сравнить только с арабским. В Cредние века по всей Испании горели костры инквизиции, заставляя содрогаться даже самого жестокого из пиратов Средиземноморья. Плач, стоны и крики ужаса — почти каждодневное явление тех времен.
Самые славные годы Испании пришлись на
С XVI века взошла звезда Испании. В правление Карла V, великого испанского императора, испанцы стали открывать Новый Свет. Эрнаном Кортесом была завоевана Мексика, а в 1524 году он пересек Центральную Америку.
В XVI веке в Испании развивается культура и искусство. Как известно, XVI век — это эпоха барокко, которая последовала за эпохой Возрождения. Но именно эпоха барокко дала людям многих выдающихся испанцев. Основными ее представителями в Испании считаются Эль Греко и Веласкес, картины которых известны во всем мире.
Эль Греко является одним из самых моих любимых художников не только в Испании, но и в мире. Очень интересно, что Эль Греко по происхождению грек, но всю жизнь прожил в Толедо и писал на испанскую тематику.
К его картинам меня влечет необычная манера письма художника — все лица он почему-то рисовал вытянутыми, отказываясь от основных принципов натурализма. Кроме того, из всех цветов предпочитал зеленый и его оттенки, что придает его картинам особую притягательность. Наиболее любимые его полотна — «Вид Толедо» и «Кающаяся Мария Магдалина». Ещё нравятся «Фабула (Сказка)» и «Святые Пётр и Павел».
Диего Веласкес ассоциируется с «Менинами». Очень странно видеть маленькую рыжеволосую инфанту! Кажется, что для южной Испании рыжий цвет волос — исключение. Также впечатляет его картина «Пряхи», в которой сцена в ковровой мастерской запечатлела повседневную реализацию греческого мифа об Арахне.
Говоря об Испании, трудно не вспомнить о выдающихся деятелях литературы и искусства, о главе испанского государства Франко Баамонде (1882−1975 гг.), время правления которого хорошо мне запомнилось тем, что я его отвечала на экзамене по истории.
Испания… солнце и море, «кровь и песок»… коррида…
Коррида органически вошла в меня с оперой Жоржа Бизе «Кармен». Сами собой родились поэтические строчки.
Смотрит бык на тореро упрямо.
Взмах плащом, поворот, снова в бой…
И стоит он, шатаясь, как пьяный,
Молодой, но счастливый герой.
Славный бой! О, удача какая!
И летят вверх шапки, цветы,
И в мальчишках, огнём возгораясь,
Жалят сердце шальные мечты.
Эти строчки потом вылились в отдельный стихотворный цикл «Коррида», который лег в основу моих поэтических заметок об Испании. Я в Испании никогда не была, но чувство единства с этой страной меня не покидает.
Говоря об испанской музыке, нельзя не вспомнить грациозность и масштабность классических мелодий Пабло де Сарасате (1844−1908 гг.). Его «Цыганские напевы» впечатляют, а «Андалузский романс» уводит в великое испанское прошлое. Скрипичные мелодии де Сарасате — уникальное явление в мире музыки. Знаменитым его произведением являются «Вариации на тему Кармен». Он также является автором многих произведений для скрипки (сам Сарасате скрипач) и фортепьяно с оркестром.
И пьянят звуки скрипки, чаруя людей…
Глас цыган, и напевы одной серенады,
Что становятся сердцу милей и милей.
У каждого человека есть свои пристрастия в живописи и в литературе. Страстно любя драмы Лопе де Вега, я прошла мимо Дона Кихота из Ламанчи. Хотя, кто знает, может, когда-нибудь я смогу прочитать эти строчки и поразиться слогу Сервантеса.
Но Федерико Гарсиа Лорке я отдала душу полностью и безвозвратно. Для меня образы его стихов рождают в душе что-то родное, близкое… Она снова вздрагивает, читая строчки поэта:
и старинная сладость примиренной дремоты,
пробуждается с ним безыскусная песня,
и трепещет душа усыпленной природы.
по ночам при луне молчаливой,
когда собираются звезды
к лунному водопою
и смутные листья дремлют,
свесившись над тропою…
Лорка — один из тех, кого повторить невозможно. Он — один из тех, кто «учил» меня писать стихи в испанском колорите. Испанский колорит особенный… Порой его тяжело воспринять, а порой он кажется родным и близким… Такова Испания, страна, в которой сплелись воедино и Запад и Восток.
Страдали здесь от странностей любви.
О, сердца пыл, гитары знойный плач!
Но здесь свирепствовал католиков палач —
Но все прошло, и через много лет
Слагать о счастье можно тут куплет.
Использованы материалы:
1) Большая Советская энциклопедия;
2) Википедия;
3) Р. Джорджи. Эль Греко;
4) Лопе де Вега. Пьесы. Фуэнте Овехуна и другие пьесы;
5) Федерико Гарсиа Лорка. Стихи;
6) стихи автора