Вообще, установить авторство блюзовых хитов бывает весьма непросто — от песни к песне блуждают знакомые риффы и мотивы, куда каждый музыкант добавляет что-то своё…
Так произошло и с «Black Magic Woman». Известно, что сочинил её Питер Грин — гитарист блюз-роковой группы FLEETWOOD MAC — ещё в 1968 году. Хотя тоже… не совсем «сочинил», а скорее, творчески переосмыслил свою же старую песню «I Loved Another Woman». В том числе переписал текст.
В первом варианте герой каялся перед своей зазнобой, что полюбил другую женщину и тем самым совершил большую ошибку. Во втором же речь шла о колдунье, которая чарами приворожила героя к себе. «Black Magic Woman» — это, как понимаете, не «Чёрная магическая женщина», а «Женщина, владеющая чёрной магией».
Поговаривают, что в конце 1960-х гитарист действительно попал в дурную компанию, увлекающуюся оккультизмом. Главным магическом средством в ней была «кислота», которая довела Грина до наркозависимости. FLEETWOOD MAC пришлось оставить…
Нельзя сказать, что тогда «Black Magic Woman» не заметили — сингл попал в ТОП-40 британского хит-парада. Однако буквально через два года оригинал затмила версия Карлоса Сантаны. Настолько, что FLEETWOOD MAC приходилось на концертах напоминать зрителям, что они, вообще-то, играют свою песню, а не кавер…
Карлос Сантана, как нетрудно догадаться по имени, потомственный латиноамериканец — родом из Мексики. Плюс к этому и потомственный музыкант. В детстве отец учил его играть на скрипке, но когда парень услышал блюз, то скрипку забросил и взялся за электрогитару. Вскоре он сменил не только инструмент, но и ПМЖ — перебрался в Лос-Анджелес, где сколотил в 1967 году группу, так и названную SANTANA.
Впрочем, родные корни Карлос не забыл, намешав в своей музыке всякого — тут тебе и блюз, и рок, и джаз, и фолк, и, конечно, латиноамериканские ритмы. Недаром Сантану считают чуть ли не основателем нового жанра — латин-рок.
Вот и аранжировку «Black Magic Woman» он «раскрасил» богатой перкуссией (конги, бонги
В 1970 году эта версия вышла на сингле и стала № 4 в США. Также «Black Magic Woman» вошла в альбом группы SANTANA с загадочным названием «Abraxas». Абраксас — это гностическое божество, правитель небес и эонов, олицетворяющий полноту сущего. Хотя изображают его аки натурального беса — с туловом человечьим, головой петушиной и змеюками вместо ног. Лично я впервые услышал про Абраксаса из романа Г. Гессе «Демиан». Откуда услышал Сантана — не знаю, но в то время музыканты крайне любили всякую герменевтику и мистику.
Альбом вышел очень успешным (№ 1 в США). Ещё одним суперхитом с него стала песня «Oye Como Va» — типичный образчик латин-рока, звучащий в ритме «ча-ча-ча».
Удивительно, что в 1999 году, когда казалось, что золотые деньки «папы Карлоса» давно позади, гитарист выпустил ещё один альбом № 1 под названием «Supernatural» «Сверхъестественное». Не обошлось здесь, как пели БИТЛЗ, без помощи друзей.
Например, ударный хит альбома — «Smooth», который вы наверняка слышали, сочинил Итаал Шур. Затем песню изрядно переработал Роб Томас, после чего сам и спел — под аккомпанемент Сантаны. Получилось, что лишь перевалив за полтинник, Карлосу удалось записать свой первый сингл № 1.
Напоследок я хотел бы вернуться в начало 1970-х и кратко рассказать про ещё одну выдающуюся композицию того времени — «Ain't No Sunshine».
Её автор — чернокожий американец Билл Уизерс — был типичным пролетарием, трудился на лос-анджелесском заводе, собирающем «Боинги», а к музыке относился как к приятному хобби. В результате музыкальную карьеру он начал, лишь когда ему стукнуло 32 года. Произошло это во многом благодаря профессиональному музыканту — Букеру Ти Джонсу. Именно Джонс привёл Уизерса в студию и предложил записать альбом с помощью своих музыкантов.
Ударным хитом альбома и стала упомянутая «Ain't No Sunshine» («Солнце не светит») — грустная песня, вдохновлённая фильмом «Дни вина и роз» (1962) — о спивающейся любовной парочке.
Одной из «фишек» песни стала знаменитая «I know, I know, I know…» («Я знаю, я знаю, я знаю») — фраза, повторяющаяся подряд аж 26 раз. На самом деле Уизерс собирался в этом месте дописать полноценный текст, но окружающие студийные музыканты сказали, что и так хорошо. «Стоит ли простому работяге спорить с уважаемыми людьми?» — подумал Билл и оставил всё как есть.
Поначалу песня вышла на второй стороне сингла — как приложение к композиции «Harlem». Подобное решение лейбл принял, видимо, потому, что в «Ain't No Sunshine» не было музыкального интро — она сразу начиналась с вокала. Для радио столь резкое вступление было крайне неудобным. Однако ди-джеи рассудили по-своему. В итоге летом 1971 года «Ain't No Sunshine» заняла 3-е место американского хит-парада, а в следующем году ещё и отхватила «Грэмми» как «лучшая запись в стиле R&B».
Впоследствии песню не раз перепевали такие мэтры, как Стинг, Джо Кокер, Ленни Кравец, Принц, Уитни Хьюстон, Ева Кессиди, Том Джонс и прочие. Самой же забавной «Ain't No Sunshine» вышла в клипе металл-группы BLACK LABEL SOCIETY, где музыканты бухают и дерутся в баре, облачённые в маски коней и петуха (видать, группа слыхала, что на создание песни автора вдохновили алкоголики).
Сам же Уизерс, несмотря на успех, ещё долго сочетал музыку с работой на заводе, считая, что музыкальный бизнес — вещь крайне ненадёжная…