Вот, например, нос. Всего-то-навсего — самая выступающая часть на лице. Но если уж слишком сильно выступает, как не пошутить:
— этот нос для двоих рос, а одному достался;
— нос — что и багра не надо;
— этот нос сто лет рос/на просторе взрос/на славу взрос;
— чем не молодец, коли нос с огурец!
Вы спросите, в чём же здесь мудрость? Да хоть бы в том, что на такие шутки давался резонный ответ:
— большой нос хорошего лица не испортит;
— тому виднее, у кого нос длиннее;
— с носа немного спроса: была бы душа хороша, да голова здорова.
Совсем другое дело, когда «нос крив, и нрав не прав». О болтунах, хвастунах и сплетниках говорили: «Кабы у дятла не свой носок, никто бы его в лесу не нашёл». Неумных гордецов тоже припечатывали словом:
— нос задирает, а в голове ветер гуляет;
— нос с локоть, а ума с ноготь;
— нос поднял, а сапоги на посохе;
— нос не по чину.
И советовали: «Не подымай нос, споткнёшься»; «С пухом, с духом и нос на вздержках». А ещё бытовало высказывание «честно поднёс под самый нос» — мол, не возносись, и не унизят. То же значение пословицы: «Куда шестом не достанешь, туда носом не тянись».
Неумелых работников припечатывали вердиктом: «Не тем концом нос пришит». Излишне любопытным напоминали о Варваре, которой «на базаре нос оторвали», или приструнивали: «Не суй свой нос не в своё дело», «Не тычь носа в чужое просо». Пьяницу укоряли словами «хоть шея коротка, а достаёт носом до дна», похотливого сластолюбца попрекали тем, что «кое-что вместо носа между глаз проросло». При сомнительном прогнозе добиться чего-либо от человека заявляли: «С этого носа немного спроса». Но те же слова повторяли, чтобы заверить невиновность кого-то.
Лентяям-пустословам тоже доставалось: «Сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке». Намекая на трудолюбие, повторяли: «Всякая птица своим носом сыта»; «Ранняя птичка нос очищает, а поздняя только глазки продирает»; «Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает». Чересчур застенчивых подбадривали: «Спрос не бьёт в нос». Над потерей какой-нибудь вещи иронично посмеивались: «Меж глаз нос пропал». А пожелание взбодриться сопровождали шуткой: «Набивай нос табачком, в голове моль не заведётся!»
Смысл выражения «нос повесить» никому объяснять не надо, разве что добавить пословицу: «Что нос кверху, что нос книзу — одинаково худо». В каких случаях «нос не дорос»; «хоть кровь из носу» — тоже всем ясно.
Фразеологизм «водить за нос» у всех на слуху, и смысл его не вызывает сомнений. Однако далеко не все знают о его происхождении, а оно возникло из впечатлений русичей, побывавших в Средней Азии и лицезревших там, как маленькие дети вели на верёвках здоровенных верблюдов, ничуть не сопротивлявшихся слабосильным погонщикам. Говорят, что по незнанию даже предполагали поначалу колдовство. А потом разобрались: верёвка продёргивалась через кольцо, вдетое в нос верблюда, что и приводило к его покорности во избежание боли.
За разгадкой исконного смысла высказываний «остаться с носом» и «зарубить на носу» тоже необходимо обратиться к истории. Тогда обнаружится, что в обоих случаях изначально имелся в виду вовсе не нос как орган обоняния, а существительное, образованное от глагола «нести», которое имело несколько значений.
Выражение «остался с носом» первоначально означало, что у просителя, челобитчика, ходатая, жалобщика — кого угодно, кто обращался с носом — то есть прошением или подношением, оно не было принято. Что принёс, то и унёс, и вопрос не решён. Присловье «зарубить на носу» связано с бирками-носами, которые в стародавние времена крепили на поясе наши предки, чтобы вести учёт работы, долгов и прочего путём проставления соответствующих зарубок.
Так что не все носы, упоминающиеся в пословицах и поговорках, имеют привычное нам сегодня значение. И если это понимать, то не возникнет вопросов вроде «почему остаться с носом хуже, чем без него?» и «отчего для укрепления памяти нужно калечить нос?». Шутка, конечно. Большинство в наше время не задумывается, откуда взялось то или иное расхожее выражение. А вообще-то, стоило бы — ведь в этом и память, и мудрость народная.