К тому же Баба Яга в большинстве народных сказок выступает в роли медиатора, то есть проводника. Обратили внимание, что герой сказки не может «просто» идти и прийти в «тридевятое царство»? То есть он-то идёт, стаптывает несколько пар железных сапог и прочего — полно указаний, что идёт он очень долго. Только без толку. Если же ему помогают попасть в искомое место, вроде бы и идти далеко не приходится!
Первая помощница — это, конечно, Баба Яга. По каким же признакам в ней… да и не в ней одной, можно опознать посредника между двумя мирами — живых и, одновременно, мёртвых?
Признак жизни, вероятно — сама жизнь! Посредник действует, контактирует с живыми
А где находится дом Бабы Яги? На краю леса, да ещё и поворачивается входом туда или сюда. Чтобы войти, герой просит избушку повернуться к лесу задом, а к нему передом. Вроде бы (не утверждаю, но…) и «дома мёртвых» ставили дверью от деревни живых.
Нет живым хода в царство мёртвых! Не герой обходит избушку, а просит ту повернуться. И не насквозь проходит, в окно там вылезает — а та специально разворачивается, выпуская героя «на другую сторону». Это — барьер, многократно обозначенная граница между мирами. Баба Яга живёт на грани, на границе, обладая одновременно атрибутами и живого, и мертвеца. Она живёт, существует между мирами!
Но ведь кроме Бабы Яги есть и другие посредники! Да и Яга обычно открывает герою путь в потусторонний (как оказывается!) мир, иногда давая тому провожатого. Например, клубок, который катится, указывая дорогу.
И саму Ягу в сказках окружают животные-спутники: кот, птица…
Птица! Точнее, птицы… Все читали, а кто вспомнил? Конечно! Гуси-лебеди! Куда они там героя несут? Не помню — за тридевять земель или в тридевятое царство? Да ведь неважно, потому что несут они его в царство смерти. И гуси, и лебеди, живут на границе. Причем дважды: на границе воды и земли и на границе земли и неба. А река, берег, вода (особенно проточная!) — столь же идеальная граница, как лес. Или горы.
Ведь где располагают первобытные (да и не только первобытные!) люди потусторонний мир? Вдалеке — за морем/реками/лесами/горами (горизонтальная картина мира) или под землей/на горе/на небе (вертикальная картина мира). И водоплавающая птица с этой точки зрения — идеальный посредник! Если память не изменяет, утка в числе прочего фигурирует на оберегах, где изображён суточный путь солнца — днём через небо, ночью под землей.
Кстати! Под землей! Ещё одно «сказочное» животное — мышь. В воде она, конечно, не живёт; и особо не летает. Но… как её прозвище? Норушка? Мышка-норушка? Символизм, по-моему, очевиден: снова — граница между мирами. Только уже не земным и небесным, а земным и подземным. И мышь ведь иногда играет в сказках эпизодическую вроде бы, а на поверку — важнейшую, ключевую роль. Как и положено медиатору-посреднику!
И ещё один персонаж. Как и Баба Яга, антропоморфный. Только в отличие от Яги, он герою обычно не то чтобы не помогает — а обычно, наоборот, выступает в качестве главного врага. Он ещё прямо назван по основному атрибуту: Бессмертный! Почему? Думаю, это очевидно: ведь Кащей — повелитель царства смерти; по сути — сама Смерть. Конечно, он Бессмертный!
Что же делает Кащей? «Над златом чахнет». Что, и здесь намёк? Да не намёк, а прямое указание! Золото — древний символ смерти. Почему? Могу лишь кратко пересказать одну из версий.
Покойников кладут в землю. Золото вымывается из земли. Его именно так и добывают — находя россыпи, а позже — промывая породу, землю. И от себя предположу, что не тускнеющее золото — тоже могло выступать символом бессмертия. И Кащей Бессмертный окружён золотом…
Кстати, сказки полны подобных «намёков». Где-то в сказках герою даже запрещают пить и есть в «тридевятом» царстве. Почему? Живым не подходит пища мёртвых. Это как бы намёк современным читателям, забывшим, о чём на самом деле рассказывается в сказке…