Почему же отзывы о книгах одного из выдающихся авторов прошлого столетия столь резко расходятся в своих оценках? Одни ими восхищаются, а другие считают сумбурными, запутанными и трудными для понимания. Что же на самом деле привлекает и отпугивает читателей? Попробуем разобраться на примере самых известных произведений Кафки.
Из жизни одного жука
Однажды утром Грегор Замза обнаруживает, что превратился в жука. Разумеется, такое происшествие не могло не отразиться на жизни главного героя и его семьи. Утратив способность говорить, Грегор отнюдь не теряет способность мыслить. Обычный коммивояжер болезненно осознает произошедшее с ним превращение, переживает из-за потери работы и отчуждения семьи.
Автор не дает никаких объяснений относительно превращения человека в насекомое. Вместо этого он представляет читателю последовательное описание изменений во взаимоотношениях Грегора с домочадцами.
Насколько поменяется отношение близких к человеку, который еще вчера был опорой и кормильцем семьи, а теперь переживает необратимую жизненную катастрофу? Кафка дает недвусмысленный ответ на этот вопрос в повести «Превращение».
Дела судебные…
В своем романе «Процесс» Кафка углубляется в юридические дебри и противопоставляет главного героя судебной системе.
В день своего рождения К. узнает, что против него возбуждено дело. В чем состоит преступление, ему не сообщают. В тюрьму его не сажают, но регулярно вызывают на допросы, которые отнюдь не проясняют сути дела и положения К. Он проходит через несколько стадий отношения к происходящему в его жизни, от полного неверия в серьезность обвинений до желания взять процесс в свои руки. Герою предстоит окунуться в мир канцелярий, чиновников и бумажной рутины, которая, кажется, имеет смысл только для тех, кто ее создает.
Есть ли шанс у одного отдельно взятого человека победить общество? Можно ли доказать свою невиновность, если даже не знаешь, в чем тебя обвиняют? Размышляя над этими вопросами, читатель вместе с главным героем незаметно дойдет до финала истории.
«Замок» и его обитатели
Некто землемер, именуемый автором просто К. (как не оригинально с его стороны!) приезжает в некую Деревню, так как был нанят для проведения землемерных работ. Он намеревается попасть в некий Замок, чтобы получить указания по поводу своей работы. Но сделать это оказывается практически невозможно, ведь Замок и Деревня, несмотря на то что неразрывно связаны, представляют собой словно два разных мира. Попасть в Замок без дозволения невозможно. Там в многочисленных канцеляриях обитают чиновники, которые лишь в случае необходимости появляются в Деревне.
В своих попытках разобраться в устройстве жизни людей, среди которых он оказался, главный герой терпит неудачу за неудачей. Жизнь в Деревне открывает перед К. мелкое тщеславие и двойные стандарты обывателей. Автор и на этот раз представляет бюрократический мир чиновников во всей его абсурдности и нелепости.
«Замок» так и не был закончен автором, но эта книга представляет собой прекрасный образец его оригинального литературного стиля.
Свойственная Францу Кафке едкая ирония в сочетании с осознанием персонажами собственной отчужденности, страхами и сумбурностью ситуаций, доведённых до невероятных гротескных форм, привлекают внимание. Эти книги могут нравиться или не нравиться. Они могут остаться не понятыми или заставить перечитать себя еще раз. Но неоспоримым остается только одно — они запоминаются. Возможно, именно поэтому каждое из перечисленных выше произведений уже экранизировано.