История европейского зонта возродилась в тех же краях, где и прервалась — в Италии. А возродила этот аксессуар наследница римской цивилизации — католическая церковь.
Считается, что о зонте католики узнали благодаря миссионеру-францисканцу — Джованни Мариньолли, который в XIV веке совершил путешествие в Китай и Индию.
Из «Хроники флорентийца Джованни Мариньолли, епископа Базиньянского»:
«…И нет народа одноногих, который как будто бы ногой делает для себя тень — просто все индийцы ходят нагишом, и есть у них обычай носить в руках маленький шатёр который они называют хатир. И они защищаются им от дождя и солнца; поэты же ложно обратили этот предмет в ногу».
А уже в 1414 году Ульрих из Рихенталя описал в своих заметках удивительное зрелище, а именно — визит папы Иоанна XVIII в Констанц. При этом Ульриха поразил не столько сам понтифик, сколько ехавший за ним рыцарь, который держал над головой Папы огромную красно-жёлтую «шляпу» на длинном шесте. Это казалось столь дивным, что ко всей рукописи прилагался лишь один рисунок, где мы отчётливо видим, что под «шляпой» подразумевался именно зонт.
Начиная с Александра VI Борджиа (1431−1503) зонтик становится символом власти римских пап, наряду с ключами святого Петра. Его помещают на гербы и даруют право носить за особые заслуги перед церковью. Например, привилегию носить зонт получили венецианские дожи за их посредничество в переговорах между папой и императором Фридрихом Барбароссой. Дожи очень этим гордились и шествовали с зонтами несколько веков — вплоть до того, как Наполеон аннулировал Венецианскую республику.
Постепенно мода на зонты перекинулась с Италии на Испанию, а к 17 веку дошла и до французского королевского двора. Популяризаторами этого аксессуара считаются иноземные невесты — итальянка Мария Медичи (жена французского короля Генриха IV), испанки Анна Австрийская (супруга Людовика XIII) и Мария Терезия (супруга Людовика XIV). При Людовике XIV даже возникла целая придворная должность «носителя зонта».
Поначалу повторялась античная история — зонтики были только «солнечными», носили их в основном дамы, и дамы богатые. Но уже к началу XVIII века этот аксессуар стал доступен и массам. Те, у кого не было слуг, носили зонтики полегче — с деревянными пластинами. Состоятельные же люди позволяли себе массивные зонты со спицами из китового уса и богато украшенные — их вес достигал иногда 5 кг!
В 1709 году парижский торговец Жан Мариус предложил покупателям первый лёгкий (меньше 1 кг) зонтик, который можно было сложить и спрятать в чехол. За столь полезное изобретение король дал Мариусу право на эксклюзивную торговлю складными зонтами в течение 5 лет.
Мода на зонты была так велика, что у Нового моста в Париже их стали выдавать напрокат. Теперь все желающие могли неспешно продефилировать по мосту с модной и красивой вещью.
В 1752 году англичанин Джеймс Вульф, находясь в Париже, упоминает, что французы носят зонтики не только от солнца, но и от дождя. Надо отметить, что эта традиция во Франции появилась не так уж давно. Лишь в 1718 году в Словаре Французской академии появилось второе название зонта «параплю» («щит от дождя») в противовес первому — «парасоль» («щит от солнца»).
Вульф удивлялся, почему подобная практика до сих пор не используется в Англии. Да-да, не удивляйтесь — образ британца с неизменным зонтиком под Лондонским дождём в середине XVIII века был в диковинку. Приличные люди в дождливую погоду либо сидели дома, либо нанимали кэб.
Проводником идеи «параплю» в Англии стал Джон Ханвэй — врач и филантроп, который помогал брошенным детям и проституткам найти своё место в жизни. Собственного экипажа у Ханвэя не было, и экономный врач с 1772 года стал постоянно выходить в дождливые дни с зонтом над головой. Для лондонцев это зрелище было настолько необычным, что над Ханвэем открыто смеялись и подшучивали. Особенно старались кэбмены, чувствуя, что зонт — их будущий конкурент. Джон МакДональд — ещё один английский приверженец зонтика — вспоминал, как кучеры кричали ему вслед: «Французик, французик, почему бы тебе не снять экипаж?»
Однако уже к концу XVIII века английские газеты запестрели рекламой зонтиков. А в следующем столетии консервативный англичанин в котелке и со строгим зонтиком-тростью станет образом-клише Лондонского Сити. При этом ходить с зонтом он будет постоянно, невзирая на капризы погоды.
Что уж говорить о дамских зонтиках, которые переживают в 19 веке настоящий пик популярности! Это и неудивительно — в моде по-прежнему аристократическая белизна кожи, поэтому выйти из дома без зонта считается моветоном. Если в 1808 году в Париже насчитывалось всего семь магазинов по продаже зонтов, то в 1813-м их стало 42, а в 1848-м — уже 375!
В первой половине 19 века дамы отдавали предпочтение маленьким зонтикам от солнца со складной перегибающейся ручкой. Купола украшают бахромой, кружевом, хитроумной вышивкой, а ручки делают из слоновой кости с резьбой и самыми разными тайниками.
И. Бунин:
«Девушка, что ты чертила
Зонтиком в светлой реке?»
Девушка зонтик раскрыла
И прилегла в челноке.
«Любит — не любит…» Но просит
Сердце любви, как цветок…
Тихо теченье уносит
Зонтик и белый челнок.
Зонты всё ещё оставались тяжёлыми и неудобными, пока в 1852 году Сэмюэль Фокс не запатентовал новую модель, где использовались лёгкие стальные спицы.
Во второй половине 19 века расцветка зонтов становится более однотонной строгой, что легко заметить по картинам того же Ренуара. В это же время возникают такие необычные модели, как зонт-шляпа с полями, отводящими воду, или зонты с громоотводом и заземлением!
Ги Де Мопассан «Зонтик»:
«- Вот и пусть берет тот, с которым я хожу на рынок. Нового, шелкового, я ему ни за что не куплю.
Тут уж взбунтовался Орейль:
— Тогда я лучше подам в отставку. С кухонным зонтиком я в министерстве не покажусь".
В XX веке популярность зонтика как модного аксессуара начинает стремительно падать.
Первой причиной стала мода на загорелую кожу в 1920−30-е годы. Второй — возрастающая компактность зонта и низведение его до уровня исключительно практичного предмета. Как раз в те же 1920-е годы немец Ганс Хаупт изобретает модель, ручка которой складывалась телескопическим способом (в 1969 году похожий метод запатентует Брэд Филипс).
В результате из моды выходят громоздкие зонты-трости. Они обретут некоторую популярность лишь в последнее время. Ведь единственный (хотя и существенный) их недостаток — это только размер. Остальное — сплошные достоинства. Зонты-трости крепче, надёжнее, быстрее сохнут и реже теряются (маленькие складные зонты — одна из самых распространённых вещей в бюро находок наряду с перчатками).
В 1960-е годы в моду входят прозрачные зонты из ПВХ, но ненадолго. Слишком уж неэкологичным оказался материал способный гнить и плесневеть. На смену ему приходят синтетические ткани вроде нейлона — дешёвые, прочные, практичные. Появляются автоматические и полуавтоматические механизмы складывания, и зонтик окончательно обретает знакомый нам вид.
Однако на этом мой рассказ не закончен. В следующий раз мы рассмотрим, какую роль играли зонтики в культуре — литературе, кино