История о красотке-астронавигаторе, которая разыскивает безумного учёного Дюран Дюрана (да-да, того, чьим именем впоследствии назовут рок-группу) и, походя, «дарит всем любовь», может производить впечатление лишь в период полового созревания. Ведь у этого фильма, основанного на эротически-фантастических (!) комиксах, лишь два очевидных достоинства: сексуальность актрисы Джейн Фонды и эффектные наряды её героини. Недаром лучшую сцену «Барбареллы» мы видим в самом начале, где героиня искусно совершает стриптиз в условиях невесомости, а титры кокетливо закрывают все подцензурные места.
Впрочем, о красоте Джейн Фонды писать излишне. Поговорим о нарядах.
Шестидесятые, как известно, были эпохой смелых экспериментов, в том числе и в области моды. Вот и Барбарелла вовсю использует любимое сочетание того времени — радикальное мини и высокие сапоги (будь то «пиратские» ботфорты или серебристые сапожки «Go-Go», в которых девушки отплясывали в ночных клубах). Некоторые же наряды и вовсе напоминают купальники в сочетании с тёмными колготами. Конечно, странно видеть моду и причёски 60-х в кино о далёком будущем, но это — неизбежная беда большинства фантастических (да и исторических) фильмов.
Зато создатели «Барбареллы» решили отыграться на необычных материалах. Для этого к работе над костюмами подключили кутюрье Пако Рабанна, который в середине 1960-х прославился своими необычными коллекциями, пошитыми (или смастерёнными?) из металла, ПВХ, оргстекла, кожи и даже бумаги.
Собственно, и Барбареллу прозвали «силиконовой героиней» вовсе не из-за пластических операций, а благодаря обилию в её нарядах пластика. Взгляните хотя бы на блестящий костюм-футляр с прозрачными «окошками» для живота и груди. Однако наибольшую известность получил финальный костюм Барбареллы, распиаренный на постерах и обложках. Эта зелёная туника с нашитыми пластиковыми плитками и пластиковой бахромой была признана самым сексуальным кинонарядом 60-х.
Надо сказать, что переодевается Барбарелла с завидным постоянством — целых 7 раз, как будто она не астронавигатор, а модель на подиуме.
Большинство костюмов напоминает этакие «гламурные» рыцарские доспехи с плащами. Рабан говорил, что на этот образ «амазонки будущего» его вдохновило феминистическое движение. А металлический блеск и кольчужные лифы — это дань индусскому учению о том, что мы живём на исходе Кали-юги («железной эпохи»).
Справедливости ради стоит сказать, что кутюрье Рабан в основном разрабатывал эскизы, а до ума их доводил другой модельер — Жак Фонтерей. Нельзя забывать и вклад автора комиксов — Жака Фонтеня — который также участвовал в процессе.
Сексуальный облик космической странницы помог фильму пережить забвение. Более того — в 2004 году, согласно опросу журнала «Film Review», Барбарелла была признана самой сексуальной героиней в области кинофантастики. И тут особо спорить не о чем…
Гораздо более неоднозначно обстояли дела с нарядами другой фантастической героини — принцессы Леи из саги «Звёздные войны». Говорят, что когда Джордж Лукас брал на роль Леи 19-летнюю Керри Фишер, то первым делом спросил актрису, согласна ли она сниматься в откровенных нарядах? Керри сказала «Да» и… была жестоко разочарована. Дело в том, что, в отличие от режиссёра «Барбареллы», Лукас не желал играть на сексуальности и проводить параллели со своей эпохой. Достаточно взглянуть хотя бы на макияж Леи, отсылающий скорее к концу 1920-х, нежели к концу 1970-х годов.
Джордж Лукас:
«Я очень тщательно старался избежать моды в первых фильмах. Я сделал принцессу Лею очень, очень простой. Никакого дизайна, никакого фэшн, ничего».
Режиссёр попросил дизайнера Джона Моллоя сделать наряд принцессы «простым, но вечным». Так на свет появилось просторное и длинное белое платье с широкими рукавами, практически скрывающее фигуру актрисы. Девушка, разумеется, от этого страдала.
Кэрри Фишер:
«У меня было одно, ох, извините, два платья, и оба практически одинаковые».
Но вот парадокс. Несмотря на мешковатость платья, Лукас настаивал на том, что под ним не должно быть никакого нижнего белья. В ответ на недоумённые вопросы актрисы режиссёр жестоко её «троллил», утверждая, что в космосе никто не носит нижнего белья, чтобы лифчик не удавил хозяйку в условиях невесомости. Тем не менее грудь под платьем всё-таки маскировали с помощью специальной ленты.
Дальнейшая история нарядов Леи — прекрасная иллюстрация к афоризму: «Бойтесь своих желаний».
Керри Фишер так долго жаловалась на свои асексуальные наряды, что в последней части оригинальной трилогии — «Возвращение джедая» (1983) — режиссёр уступил её просьбам. Речь идёт о знаменитом «металлическом» бикини, которое принцесса Лея носила, пребывая в рабстве у монстра Джаббы Хатта. Бикини разработал Эджи Жерар Роджерс, находясь под впечатлением от работы фэнтези-художника Фрэнка Фразетты «Египетская королева» 1969 года.
Тут-то и выяснилось, что наряд секс-рабыни доставляет актрисе совсем не киношные мучения.
Кэрри Фишер:
«Это то, что супермодели будут носить в седьмом круге ада…
Самой большой проблемой металлического бикини было то, что оно не было металлическим. Не то чтобы металл был бы лучше того материала, из которого оно было сделано — какого-то твердого пластика. Что бы это ни было, оно не держалось на коже. Моей молодой, скоро популярной, злосчастной коже.
Поэтому, когда я расслабленно полулежала на гигантском, пускай и гротескном, пузе Джаббы, низ моего твердого пластикового бикини… в общем, он имел склонность выставлять моё (теперь не такое уж интимное) интимное место на всеобщее обозрение. Особенно на обозрение актёра, стоявшего за спиной Джаббы и игравшего Бобу Фетта; с того места, где стоял Боба, под пластиковым низом моего бикини Джереми мог видеть всё до самой Флориды".
Пришлось сделать ещё один, более щадящий, вариант бикини — резиновый. Однако носила его не Фишер, а Трейси Эддон — каскадёрша и дублёрша принцессы Леи.
Так как сага про космических рыцарей, злодеев и принцесс быстро стала культовой, то культовым стало и злосчастное бикини. Например, в сериале «Друзья» в аналогичном наряде появляется героиня Дженнифер Энистон.
Что касается оригинального бикини, то в октябре 2015 года его продали на аукционе за 96 тысяч долларов, вместе с остальным фетиш-набором — ошейником и цепью.