Первая неделя — собственно масленичная, достигала высшей точки в дни Солнцеворота, 20−22 марта. А затем начинается следующий этап весенних праздников — Комоедицы. Ведь Масленица — это проводы Зимы? Комоедицы же связаны скорее со встречей нового этапа, нового земледельческого сезона.
Хотя похоже, истоки этого праздника лежат даже не в земледельческом, а в охотничьем прошлом. В первобытности, как минимум в неолите. Когда медведь был тотемным животным. Не для славян, для их предков. Конечно, это было давно и сам культ медведя до нас не дошёл. Но он явно был очень развит. Слишком много свидетельств сохранилось — и косвенных, и даже прямых.
Прямые подтверждения даёт археология. Это многочисленные черепа медведей в жертвенниках; обереги в виде медвежьих лап; ритуальные сосуды в виде медвежьих голов; захоронения медведей рядом с людьми и пр. И ряд косвенных методов, при грамотном подходе — очень информативных.
Например, параллели с аналогичными верованиями и обрядами ныне живущих «примитивных» народов. Следы и целые пласты древних представлений в фольклоре. Множественные упоминания и описания народных обычаев у современников —
В любом случае, в античной и славянской мифологиях прослеживают взаимовлияния и заимствования. Да само название «комоедицы»… В античной Греции был праздник comoedia — 25 марта. Март именовался «артемизион», в честь Артемиды, чей священный зверь — медведь…
Википедия приводит и версию о позднем заимствовании названия из латыни, через Польшу — только и «совпадения» очень уж явные, а культ медведя подтверждается и археологией, и этнографией до палеолита.
Здесь требуется уточнение. Тотемизм считается весьма древней формой религии, свойственной «примитивным» народам. Вероятно, и религиозные представления праславян развивались «как у всех». Во времена же более поздние и близкие к нам культ медведя — не столь самостоятельный, сколь сопутствующий культу женского божества. Параллель с Артемидой уместна! Повторю: праславяне-скифы контактировали с античной Грецией, а позже — поставляли хлеб Риму. Да, аналогичный праздник существовал и с «другой стороны» — у балтов. С балтами же славяне не просто контактировали, а смешивались, перенимая верования и обычаи.
То есть древние Комоедицы (они же славянское Новолетие, Новый год), скорее всего, тоже посвящались женскому божеству — Макоши либо Рожаницам. К слову, Б. Рыбаков (из работ которого я беру большую часть информации) связывает Рожаниц с созвездиями Большой и Малой Медведиц. В любом случае, божества эти очень древние и связанные с покровительством плодородию в широком смысле. Ясно, что охотники палеолита и средневековые земледельцы видели плодородие по-разному, но суть-то та же. Просто учтём, что со временем функции божеств отчасти менялись!
Ещё более пошёл этот процесс после принятия христианства.
Традиционная Масленица, сдвинутая с фиксированной календарной точки, закрыта Великим Постом. Комоедицы же «прикрыты» особо, но очень характерно и неслучайно — праздником Благовещения. Какая связь? Прямая: это «женский» праздник, посвященный Богородице. В который раз повторю: здесь всё неспроста. Никто не выбирал «от фонаря» ни даты христианских праздников, ни кому из святых посвятить конкретные день и храм.
Выходит, позднейшие народные верования сохранили «медвежью» сторону древнего культа, православие же — «женскую».
Со временем языческие представления размывались, смешивались с христианскими, зачастую теряли осмысленность, сохраняясь в поверьях, песнях, играх, прочем фольклоре. Случайно ли столь популярна фигура медведя в тех же сказках? А в материальном народном творчестве? Одни только бесчисленные фигурки медведей, игрушки, резные изображения? Они, конечно, не несут сакрального смысла — так ведь его давно лишены и оконные наличники. Которые, и это точно — изначально не украшения, а обереги.
Медведей изображали ряженые в вывернутых мехом наружу полушубках на Святки и Комоедицы. Дрессированный медведь — нередкий участник скоморошеских представлений… А скоморохи — наследники языческой традиции.
Наконец следы связанной с медвежьим культом глубокой архаики сохранились и в сказках.
Так что не зря Россию издавна сравнивают с поднявшимся из берлоги медведем! Хотя с древним тотемом это вряд ли связано — слишком уж глубокая архаика, которую сами русские не помнят. Наверное, всё проще. А с кем ещё сравнить эту страну? Большую; с огромными, давно вырубленными в Европе лесами; полузакрытую для соседей? Удивляющую европейцев варварским своеобразием? Когда из земель Татарии/Тартарии «вдруг» появилась Московия с её амбициями и экспансией… Ассоциация с поднявшимся из берлоги медведем напрашивается сама собой!