Зато публикуемые авторы упиваются собственной оригинальностью и сложной, запутанной, понятной только им самим, метафоричностью. На многочисленных поэтических конкурсах предпочтения также отдаются авторам постмодерновым и трудновоспринимаемым. Вот и остается обычный читатель, жаждущий простого, весомого и точного художественного слова, перед выбором: либо читать изрядно поднадоевшие дешевые детективчики, либо «наслаждаться» запутанной абракадаброй слов и образов темного подсознания «новых гениев», уже и не знающих, чем бы еще шокировать публику!
Я не буду вдаваться в тонкости лингвистического и литературоведческого анализа современных литературных направлений. Не хочу показаться занудой. Цель моей статьи в другом — познакомить читателя с простой и честной поэзией, которая сегодня все-таки существует, но знают о ней немногие.
Речь пойдет о представителе современной реалистической школы в русской поэзии — Стефании Лемберг. Некоторые почитатели, характеризуя ее творчество, отмечают, что она «тянет традицию русской литературы». На мой взгляд, слово «тянет» здесь совсем неуместно. Она действительно работает в реалистичной манере, но традицию не тянет, а продолжает, дает ей новую жизнь.
О ее биографии мне мало известно, кроме того, что она омичка. Пишет под псевдонимом, который сложила на иностранный манер из двух имен и фамилий своих предков.
Стихи Стефании разноплановы. В них мало «искусства», то есть надуманности и отвлеченности от реальной жизни. Автор почти совсем не пишет о любви (довольно редкий случай для поэта!), зато затрагивает массу других тем, которые, на мой взгляд, были бы более характерны для прозы, не будь в российской поэзии Некрасова с его художественно-поэтической гражданственностью. В отдельных своих стихах Стефания Лемберг бывает даже сурова (стихотворение «Запоздавшее счастье») или насмешливо-иронична (стихотворение «Иного, чем любовь нет дела»).
В поэзии Стефании присутствует социальная тематика (цикл «Отверженные») — и это тоже редкий случай для современной поэзии. Очень своеобразно трактуется автором тема Женской судьбы в России (стихотворение «Гимн женщины», «Узких улиц темное нутро» и др.).
Близки для автора и фольклорные мотивы, ритмы частушки или напевы народных песен-раздумий и даже плачей с трагическим сюжетом (стихотворения «Богородица шла…», «Одинокой вербою…», «Все цветы поникли в поле»). Очень яркий, озорной фольклорный образ создан Стефанией в стихотворении «Облепиха». В такой же народной манере написан цикл четверостиший «Городские картинки».
Произведения этого автора вызывают горячие споры как у критиков, так и у читателей. От себя могу сказать: мне нравится этот автор тем, что ее стихи «не причесаны на общий манер», нескучны, глубоки, интересны. Ее поэзия впечатляет, ее сочные художественные образы запоминаются невольно, сами собой. Они просты, лиричны, прозрачны. Они не перегружены интеллектуальной заумью автора. В них каждая строчка дышит поэзией («Провинциалка», «На окраине города жить» и др.). Образы как будто давно знакомы читателю, но в то же время неповторимо-новы. Такое умение вписаться в традицию и в то же время привнести в нее что-то новое, свое, и называется талантом.
В стихах Стефании чувствуется юношеский максимализм, порой преувеличенно острый трагизм (стихи «Зачем ты плачешь, мамочка моя», «Мой пес страдалец и философ», «Земле, как и мне, одиноко» и др.), в них много вопросов (о смысле жизни, например, или о свойствах собственной души). Наполненность стихов Стефании подобными чертами говорит о том, что их автор молод и неравнодушен к жизни, воспринимает жизнь открыто и честно, а не прячется за иронией и пессимизмом.
Несмотря на трагизм и обостренные чувства, поэзия Стефании Лемберг оптимистична. Ее отдельные стихи искрятся юмором (например, «Расстарайся, папенька, чтоб была богатенька»). А собранные вместе — оставляют ощущение полноты жизни.
Автор владеет разной поэтической и жанровой формой — от баллады до притчи, от частушки до плача, от лирической миниатюры до раскрытого эпического повествования.
Со стихами Стефании Лемберг вы можете познакомиться на творческих сайтах в Интернете. Ее поэтические сборники, как и в большинстве случаев сегодня, находятся в частных коллекциях. За один из них автор был удостоен Литературной премии им.