Про Юпитера-Зевса достаточно знать, что это был самый-самый верховный бог, жил на Олимпе и довольно часто спускался с него при необходимости согрешить.
Про Антиопу известно, что она славилась среди эллинов (греков) своей красотой (так пишет в «Описании Эллады» древний автор Павсаний). Ее история трагична: ее похищают с неясной для потомков целью — не то взять в жены, не то сделать наложницей. После смерти похитителя ее выдают врагам, с которыми он воевал.
«И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевтеры, она тут в пути и родила… Немного в стороне находится небольшая пещера и в ней — источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей, положила их в эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл их, освободив от пеленок.
Гомер пишет, что якобы Одиссей рассказывал об Антиопе:
«После нее Антиопу увидел я, дочерь Асопа.
Мне хвалилась она, что объятия Зевса познала
И родила ему двух сыновей, Амфиона и Зефа.»
Гомер Одиссея XI, 260
Овидий в Метаморфозах тоже упоминает об Антиопе. Афина-Паллада вспоминает о соревновании в ткачестве с Арахной — уроженкой Меонии, страны, богатой золотом. Арахна решилась соревноваться с богиней. Афина описывает ее ковер:
Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира,
Парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил;
Далее следует список связей Юпитера (здесь — только часть, список намного длиннее:
Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена;
Как он Данаю дождем золотым, Асопиду — огнями,
Как Деоиду змеей обманул, пастухом — Мнемозину.
(В этом соревновании Арахна превзошла Афину, за что богиня превратила ее в паука, который непрерывно источает из себя нить. От имени Арахны происходит название «арахнофобия» — боязнь пауков. Никтеида — дочь Никтея, Антиопа).
На картине Спрангера сатир в объятиях Антиопы. Как бы обычная любовная сцена, если бы не видовые признаки сатира (очень уж волосатые ноги и копыта) и фирменный знак Юпитера в нижней части картины (голова орла).
Антиопа (в версии художника) явно наслаждается происходящим: жесты, мимика. Кажется, она не замечает анатомических странностей своего партнера. Если говорить о голове орла, то ясно, что она его не видит: Юпитер по какой-то причине не захотел открывать ей свое божественное «я».
Художника можно было бы упрекнуть в том, что он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело.
В его оправдание можно сказать, что ни один древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная.
Любовники наслаждаются…