29 февраля. За что Касьяну приписали косоглазие, скупость и зловредность?

Реклама

Общеизвестно, что 29 февраля — «лишний день» в високосном году, в народной традиции слывёт недобрым и даже бедственным. В старину в эту дату мало того, что не работали, так ещё и спали до обеда, и даже из дому старались не выходить. Не разрешались свадьбы и считалось нежелательным рождение ребёнка.

А всё потому, что звался день Касьяновым — по имени злого якобы святого Касьяна, который «на что ни взглянет — всё вянет». И закрепили за ним разные прозвища, да все сплошь недобрые: Завистливый, Скупой, Злопамятный, Грозный, Тяжёлый, Немилостивый и т. п. Говорили: «Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать».

А на самом деле святой, который почитается Православной церковью 29 февраля (а в невисокосные годы — 28-го) — Иоанн Кассиан Римлянин, или Иоанн Массалийский (ок. 360 — 435 гг.), прожил жизнь праведную, был не только достопорядочным монахом, но и одним из основателей монашества в Галлии, а также известным богословом.

Реклама

При жизни он несколько лет изучал монашеские устои в Египте и Палестине, затем стал учеником святителя Иоанна Златоуста, из рук которого принял чин дьякона и которого пытался позднее защитить от гонений. Поселившись позднее в Марселе, основал мужской и женский монастыри, проповедуя аскетические восточные христианские практики. Однако при этом утверждал:

«Крайности равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя».

Реклама

Как теоретик богословия, преподобный Кассиан оставил значительное литературное наследие: 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских»; 24 книги «Собеседований» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения; труд «О воплощении Христа».

В Марселе его почитают и в нынешнее время, хоть католической церковью Кассиан Римлянин не канонизирован, возможно, из-за скрытой полемики с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли. В частности, он, отмечая склонность Августина к логическим построениям, писал:

«…благодать <…> менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона»

Реклама
.

Как же случилось, что Иоанна Кассиана на Руси признали за злыдня? Дело в том, что в дохристианские времена это был день Вия (Ния — у западных славян) — бога навьего подземного мира и посмертного судьи. По поверью, он лишь раз в четыре года мог являться в мир земной (явь) и при этом выглядел так, как описал Н. В. Гоголь: приземистым, дюжим, косолапым, с тяжёлыми веками до самой земли.

В этом кроются корни народного предания о святых Николае Чудотворце и Касьяне, которые, направляясь к Господу, встретили крестьянина с увязшей в грязи повозкой, и Николай её вытащил на дорогу, а Касьян отказался участвовать, опасаясь испачкать ризу и предстать перед Богом в нечистом одеянии. Господь, узнав об этом, похвалил Николая Чудотворца, а Касьяна наказал урезанием регулярности именин до одного раза в четырёхлетие.

Реклама

Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Позднее, но всё ещё до христианизации Руси, 29 февраля стали называть днём Костея/Кощея (Кощного бога, Чернобога) с теми же полномочиями, что были у Вия. Предполагалось, что он кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из них родилась новая жизнь.

А ведь на следующий день — 1 марта — наступал Новый год, праздник Ярилы, начала весны и победы жизни над смертью. И накануне подземные силы, как водится, бушевали, чуя близость поражения. Так что к преподобному Кассиану у наших предков никаких претензий не было, а имя его слилось с более ранними верованиями исключительно в силу созвучия имен Касьян — Костей/Кощей.

Реклама