Знаменитые кинонаряды. Как одевали Белоснежку и Дороти Гейл?

Реклама
Грандмастер

Перефразируя Чехова, можно сказать, что в фильмах всё должно быть прекрасно: и игра, и актёры, и съёмка, и платья. Наряды в кино не только рассказывают об эпохе, в которой действуют герои, или социальном слое, которому они принадлежат. Одежда играет важную психологическую роль — она должна резонировать с характером, эмоциональным состоянием героев, определённой ситуацией, сценой, атмосферой.

Бывает даже так, что о фильме помнят только потому, что модельеру и актрисе удалось создать какую-то яркую и запоминающуюся сцену. Многие ли смотрели фильм «Зуд седьмого года»? А вот о знаменитом вздымающемся белом платье Мэрилин Монро знают все — этот образ давно уже живёт своей жизнью…

Давайте же окунёмся в историю некоторых нарядов, которые оставили яркий след в истории кинематографа.

Сказочный наряд Белоснежки

Иногда знаменитое платье создают не пальцы модельера, а кисть художника-мультипликатора. Так случилось и с нарядом Белоснежки — героини первого полнометражного мультфильма, вышедшего на экраны в 1937 году.

Если о внешности Белоснежки мы кое-что знаем («белая, как снег, румяная, как кровь, и чернявая, как черное дерево»

Реклама
), то по поводу её гардероба братья Гримм умолчали. Поэтому мультипликаторам студии Диснея пришлось всё придумывать с нуля.

С одной стороны, было ясно, что героиня королевских кровей, поэтому и платье у неё должно быть королевское. С другой — Белоснежка вовсе не была белоручкой. Поэтому для неё нарисовали два наряда — неброский «рабочий» коричневого цвета (в нём она фигурирует в самом начале фильма) и, так сказать, основной, «парадный».

Основные элементы платья понадёргали у знатных дам XVI — начала XVII века. Это и дутые рукава-буфы с модными разрезами (их можно видеть на портретах дам кисти Луиса Кранаха Старшего), и высокий стоячий воротник (похожую конструкцию, держащуюся на проволочном каркасе, можно увидеть на портретах Елизаветы I). Правда, эти элементы во времени, судя по всему, не пересекались. Более того — буфы в ту эпоху — все, как один — заканчивались рукавами. Лишь в начале XIX века мы можем видеть сочетание буфов и оголённых рук (правда, на этот раз безо всяких разрезов).

Реклама

Ну, и конечно нельзя забывать, о рукавах-фонариках, которые вернулись в моду 1930-х годов — как раз в то самое время, когда снимался мультфильм. Ещё одной приметой современности стала и лента, повязанная на голове бантиком.

Так как мультфильм снимался по новаторской технологии «Technicolor» (это была самая заря цветного кино), то наряд Белоснежки окрасили в несколько цветов — сочных, ярких, хорошо сочетающихся. Лиф сделали синим, подол длинной юбки — жёлтым, а кокетливую повязку на голове — красной. Красный цвет виден и в прорезях рукавов, что намекает на то, что под платьем героиня носила ярко-красную рубашку.

Благодаря огромной популярности диснеевского мультфильма, именно этот образ Белоснежки стал каноническим и самым тиражируемым. Правда, зачастую платье стараются сделать более кокетливым, для чего, прежде всего, жертвуют длиной юбки.

Реклама

Дороти из Канзаса

Самым скромным из знаменитых кинонарядов, наверное, можно признать одеяние девочки Дороти из к-ф года «Волшебник страны Оз». Не знаю — стоит ли напоминать, что фильм был снят по одноимённой сказке Фрэнка Баума, известной у нас в переложении Александра Волкова, как «Волшебник Изумрудного Города».

В 1939 году, когда советские дети только открывали для себя Страшилу и Железного Дровосека, американская детвора толпами валила на «Волшебника Страны Оз». Фильм стал классикой, а исполнительница роли Дороти — Джуди Гарланд — «звездой».

Её наряд — бежевую блузу и сарафан в мелкую бело-голубую клетку — (чем-то напоминающий одежду тогдашних американских школьниц) создал Эдриан Гринберг, костюмер киностудии «Metro Goldwyn Mayer».

Реклама

Актрису вообще усиленно пытались омолодить. Дело в том, что, по замыслу, Дороти должна была выглядеть 12-летней девочкой. Детской непосредственности у Джуди Гарланд хватало с лихвой, а вот возраст (17 лет) и формы были совсем недетские. Поэтому актрисе заплетали задорные косички и бантики, а грудь под детским сарафанчиком туго пеленали.

Больше всего костюмерам пришлось поломать голову над дизайном волшебных башмачков. Тех самых, которые Дороти экспроприировала у убиенной колдуньи, раздавленной фургончиком.

Как известно, в сказке Баума башмачки были серебряные. Существует даже мнение, что писатель отразил в «Стране Оз» споры о новом денежном эквиваленте, которые велись тогда в США. Мол, башмачки символизируют серебро, Дорога из жёлтого кирпича — золото, а лживые зелёные очки Изумрудного Города — бумажные доллары.

Реклама

Создателей фильма подобные конспирологические теории не интересовали. Их больше занимало другое. Дело в том, что «Волшебник страны Оз» снимался по, уже упомянутой технологии «Technicolor», и таким образом являлся одним из первых полнометражных цветных кинофильмов.

Технология была не из простых. Сцены снимались сразу на три камеры с тремя разными фильтрами — красным, синим и зелёным — а потом изображения совмещались так, чтобы получить нужную расцветку. Во время подобной съёмки использовалось сильное освещение, поэтому на съёмочной площадке было адски жарко.

Так вот… Снимать цветное кино и оставить в нём монохромные серебряные башмачки посчитали глупым. Их решили сделать красными, а назвать рубиновыми. Правда, из-за особенностей съёмки, цвет башмачков пришлось выбирать потемнее, иначе на экране они бы выглядели не красными, а оранжевыми.

Реклама

Разработкой «волшебной» обуви занимался главный художник MGM по костюмам — Гелберт Адриан. Первый вариант вышел слишком экзотическим — с богатым орнаментом и загнутыми носами. Такие туфли больше подошли бы Маленькому Муку или Аладдину, нежели простой девочке из Канзаса.

Окончательный вариант вышел более современным — имел каблучок сзади и ремешок с бабочкой спереди. За основу были взяты белые сатиновые туфли компании «Innes Shoe». Для имитации красных рубинов поначалу хотели использовать бусы из стекляруса, однако с ними обувь выходила слишком тяжёлой. Тогда использовали множество мелких стразов (по 2300 штук на каждую туфлю).

Для подстраховки сделали несколько копий — как платьев, так и башмачков Дороти. Джуди Гарланд даже попросила сделать одну пару на полразмера больше — уж сильно отекали ноги к концу съёмочного дня. А другую пару пришлось подбить войлоком, чтобы подошвы не так сильно цокали во время песен-плясок на Дороге из жёлтого кирпича.

Реклама

Насколько известно, до наших дней дожили 7 сарафанов и 4 пары рубиновых башмачков. Самая известная пара хранится в Национальном музее американской истории при Смитсоновском институте. А вот пару из музея Джуди Гарланд в Миннесоте в 2005 году бессовестно украли.

Желанным раритетом остаётся и бело-голубое платье. В ноябре 2015 года его продали на аукционе за полмиллиона долларов. Правду говорят: не только платье красит человека, но и человек — платье.

P. S.: Посмотреть кадры из упомянутых фильмов вы можете по ссылкам в 1-м комментарии к этой статье.

Реклама