Однажды некто иронично намекнул знаменитому живописцу, что-де вряд ли возможно быстро создать нечто значительное к выставке, которая уже вот-вот откроется. Художник принял вызов, заперся в мастерской и ровно через семнадцать дней представил новое полотно — «Смерть Инессы де Кастро».
Историческое предание
Источником вдохновения стала поэма Луиса де Камоэнса «Лузиады», повествующая о странствиях Васко да Гамы. В третьей песне доблестный мореплаватель по просьбе царя далёкой страны рассказывает о Португалии. Несколько проникновенных строф посвящено печальной судьбе Инес (Инеш) де Кастро — возлюбленной принца Педро, будущего короля. Трагическая история произошла в XIV веке.
Лишь ты, любовь, таинственная сила,
Играющая слабыми сердцами,
Несчастную красу свела в могилу
И жизнь её наполнила слезами.
Но слёз тебе горючих не хватило,
Они твоё не одолели пламя.
Свой жертвенник ты кровью омываешь
И смерть невинным душам посылаешь.
Сведения об Инес довольно противоречивы. Согласно наиболее распространённой версии, она была фрейлиной принцессы Констансы — супруги Педро. Однако тот не испытывал никаких чувств к законной жене. Его помыслами целиком владела Инес, которая отвечала ему взаимностью. Об этом догадался король Афонсу IV, отец Педро, и не на шутку встревожился.
Констанса рано скончалась. Тогда Педро вступил в тайный брак с Инес. У них на тот момент уже было четверо детей. Принцу тем временем искали невест, однако он категорически отказывался жениться. При этом о причине такого нежелания молчал. Но правда вскоре стала явной. Особенно беспокоило короля Афонсу, что дети Инес могли впоследствии претендовать на престол.
Педро не собирался отказываться от своей любви. И тогда Афонсу решился на крайний шаг:
Чтоб принца разлучить с Инеш навечно,
Её он с жизнью разлучить решился.
Огонь любви властитель бессердечный
Потоком крови погасить стремился.
Король с приближёнными явился в замок, где принц скрывал свою тайную супругу. Педро в тот момент отсутствовал, чем и решили воспользоваться вершители «правосудия». При виде охваченной ужасом женщины король дрогнул — не в его правилах было убивать слабых и безоружных:
Когда Инеш несчастную втащили
В покои короля, такую жалость
Ему рыданья женщины внушили,
Что сердце короля от горя сжалось,
Но вновь его клевреты обступили,
Уже бряцанье стали раздавалось,
И уступил с угрюмостью покорной
Могучий властелин своим придворным.
Именно эта сцена изображена на полотне Карла Брюллова.
…Принц, узнав о гибели Инес, не скоро смог оправиться от горя. Он поднял мятеж против отца, что обернулось гражданской войной. Два года она потрясала страну. Позднее, уже став королём, Педро со всей силой обрушил ярость на убийц своей возлюбленной. Возможно, за это его прозвали Педро I Справедливый, но ещё его называли и по-другому — Жестокий.
Некоторые склоняются к иной версии гибели Инес. В Кастилии началась гражданская война и возникла серьёзная опасность, что в кровавый водоворот будет втянута Португалия. Инес же состояла в родстве с кастильской королевской семьёй. Вполне могли найтись те, кто не преминул воспользоваться данным фактом в своих политических интригах. Сама Инес вряд ли принимала в этом участие, но доказать свою невиновность не могла и была обезглавлена. Впрочем, от этого её судьба не становится менее трагичной.
Легенда в мелодиях
Любопытно, что в том же 1834 году, когда была создана картина «Смерть Инессы де Кастро», Брюллов пишет портрет Фанни Персиани-Таккинарди. Эта знаменитая оперная певица прославилась во многих ролях. Её супруг — Джузеппе Персиани — был известным композитором того времени. Его музыка отличалась изяществом, мелодичностью, местами ярким драматизмом. Лучшее его произведение — опера «Инес де Кастро». Фанни стала одной из исполнительниц партии главной героини.
Опера Персиани была свыше столетия забыта и лишь в последние десятилетия зазвучала вновь. Один из красивейших фрагментов партитуры — романс Инес. Нередко он исполняется в концертах как самостоятельный номер. Не лишено своеобразия и либретто. Король Афонсу в конце прощает Инес и Педро. Но счастливого финала нет. У Инес остались тайные враги, подавшие ей яд. Завершается опера словами принца Педро: «Я буду жить лишь для того, чтобы отомстить за твою смерть».
Хитросплетения фантазии и правды
Очень часто вспоминают самую шокирующую часть предания — о посмертной коронации несчастной Инес. Якобы Педро приказал извлечь её тело из могилы, одеть в роскошные одежды и усадить на трон. И будто бы все должны были поцеловать истлевшую руку мёртвой королевы. История неординарная по своей абсурдности. Можно понять тех, кто ставит её правдоподобие под сомнение. К тому же нет документов, свидетельствующих о подобном событии.
Более достоверно, что Инес была перезахоронена в королевской усыпальнице, в роскошном саркофаге из белого мрамора. Король Педро проводил долгие часы у места последнего упокоения своей возлюбленной. Он завещал похоронить себя в той же гробнице напротив могилы Инес. Как объясняют, чтобы первый его взгляд в день всеобщего воскресения упал на горячо любимую женщину.
Реальные факты и вымысел способны переплестись настолько тесно, что разделить их не представляется возможным. По канве исторических событий фантазия поэтов, драматургов, либреттистов вышивала новые узоры. Спорить о том, что правда, а что нет — вряд ли имеет смысл. Истине здесь непросто будет восторжествовать. Но создавать новые произведения очень важно. И возвышенные легенды всегда могут стать благодатным источником сюжета.
Примечание: фрагменты поэмы Камоэнса «Лузиады» даны в переводе Ольги Овчаренко.