«Биограф должен быть борцом, чтобы воссоздать подлинный облик своего героя», — говорил писатель. Да, для книги «Муки и радости» Стоун сделал немало: для начала он продал свой дом в Калифорнии и переехал во Флоренцию, на родину Микеланджело.
В книге очень много описания работы с камнем: скульпторы, которые творили, каменотесы, которые «рубили» и готовили камни для скульптур и других построек. Все эти действия описаны с необычайной правдивостью и с ощущением, что пишет настоящий профессионал, который хорошо в этом разбирается — Ирвинг Стоун, специально для своего произведения, добиваясь большей достоверности, овладевает мастерством каменотеса.
Также писатель много времени уделял архивам — его приятели-учёные помогли найти многие документы и нужные материалы. В итоге книга содержит много информации, раньше о которой не знали даже сами учёные и историки.
Микеланджело писал: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело». В этом и легендарный живописец, и легендарный биограф очень схожи — оба любили своё дело, и каждое произведение, сделанное их руками, было частью их самих.
Микеланджело очень любил свою родину, Флоренцию. Когда к власти пришел Савонарола — религиозный деятель, мыслитель, инквизитор, — скульптор был подавлен, расстроен. Во время сжигании «ненужных» и «неправильных» произведений искусства скульптор убедился, что при власти ужасный человек. Это лишь один пример, на самом деле при жизни Микеланджело было много политических деятелей, которые вызывали его недовольство.
Ирвинга Стоуна волновала судьба Соединенных Штатов, его родины. Его «поражало обилие лжи и полуправды, которое с завидным спокойствием расположилось на страницах исторических произведений». Он изучал отечественную историю, чтобы дать правдивую, реальную картину развития страны, чтобы опровергнуть легенды и стереотипы, связанные с ней.
Эта любовь к родине и искусству тоже связывает писателя и художника.
Хотя по большому счету… Художник пишет картину, а писатель рисует словами. И в этом существует взаимосвязь. Так может быть, у двух этих понятий есть такое слово, которое можно сказать и про Микеланджело, и про Стоуна?
Это слово — творчество. Любить своё дело, отдаваться ему полностью. Если «человек себя чувствует прекрасно, когда он с долотом в руке» (говоря словами Микеланджело), или «он знает, что сразу же умрёт, если перестанет работать» (высказывание Стоуна), то жизнь имеет смысл.
Как говорил Микеланджело: «Врагу желаю не смерти, но вынужденного безделья».