Что значит «золотое сечение»?
Как ни странно, но дать простое определение золотому сечению достаточно сложно. Наиболее понятно оно звучит так: золотая пропорция проявляется тогда, когда меньшая часть целого относится к большей части так же, как большая к целому. Если выразить это соотношение на языке чисел, то целое — это 1, большая часть будет равняться примерно 0,62, а меньшая примерно 0,38.
Как исследовали «золотое сечение»? Немного истории
Нет сомнений, что древние цивилизации знали о золотой пропорции. Об этом свидетельствуют принципы построения египетских и мезоамериканских пирамид. Также по принципу золотого сечения были связаны священные места в Древней Греции.
История предполагает, что первым, кто ввёл понятие о золотом сечении в науку, был Пифагор в VI в. до н. э., а нужную информацию он получил из древнеегипетских и вавилонских источников. Есть мнение, что изучение золотого сечения было основной задачей в знаменитой школе пифагорейцев.
Позже, в III в. до н. э., было впервые описано геометрическое построение золотой пропорции. Во всяком случае, об этом свидетельствуют дошедшие до нас источники. Великий математик Евклид изобразил его на своем «Золотом пятиугольнике» в главном труде своей жизни «Начала». Одна из особенностей пятиугольника в том, что соотношение смежных углов при его построении 0,4 к 0,6, то есть близкое «золотому». После Евклида исследования продолжили Гипискл (II в. до н. э.) и Папп (III в. До н. э.).
В средние века и эпоху возрождения активно изучают и применяют золотую пропорцию многие ученые, архитекторы, скульпторы и художники. Самый известный из них — Леонардо да Винчи. Многие авторитетные источники гласят, что именно он автор термина «золотое сечение». На его картинах каждая деталь занимает своё определённое место. Позиция и размеры деталей связаны между собой в соотношении 0,62 к 0,38. Благодаря этому работы выполнены гениально искусно и выглядят очень гармонично. А такие картины, как «Джоконда» или «Витрувианский человек», вероятно, лучшие примеры того, как использовать золотое сечение в искусстве.
Один из величайших трудов о золотой пропорции был также написан в эпоху Ренессанса. В 1509 г. великий итальянский математик Фра Лука Пачоли издал свой трактат «О божественной пропорции», который раскрывал принципы «золотого сечения» и был настоящим пособием для художников, математиков и архитекторов. Книгу Пачоли закончил уже в старости, за 8 лет до смерти. Напрашивается вывод, что изучению одного важного вопроса человек посвятил свою жизнь. Стоит отметить, что трактат был прекрасно проиллюстрирован, так как написан он был совместно с Леонардо да Винчи.
После эпохи возрождения интерес к изучению золотого сечения снизился вплоть до XX в. В XX в. люди творческие и математики вновь стали изучать позабытую тему. В это время появляется новый знаменитый исследователь уникального феномена — французский архитектор Ле Корбюзье. В своей книге «Модулор» Ле Корбюзье предлагает использовать в архитектуре систему величин, связанных между собой золотой пропорцией. В качестве основной величины он принимал средний рост человека (предполагалось, что это 175 см). По его мнению, система позволяла делать постройки наиболее гармоничными и функциональными.
Одним из первых, кто оценил систему Ле Корбюзье, был Альберт Эйнштейн. Ознакомившись с «Модулором», он написал архитектору со следующими словами:
Несмотря на это работы Ле Корбюзье регулярно подвергались критике, их называли необоснованными и неправильно разработанными. К примеру, много споров возникало по поводу среднего человеческого роста. Критики считали, что 175 см — произвольно взятое значение. При этом всё-таки отметим, что его архитекторские проекты довольно функциональны, и их применяют в строительстве по сей день.
Как применить «золотую пропорцию» в жизни?
Из вышеописанного можно сделать вывод: чем больше в системе (будь то фирма, экономика страны, школа или человеческий организм) связей, которые соответствуют соотношению 0,38 к 0,62, тем более устойчивой и гармоничной будет эта система.
В каждом предмете, в каждом деле, в каждой системе есть составляющие, которые можно увязать между собой с помощью золотой пропорции. Таким образом, составляющие и целое будут находится в равновесии.
Приведем несколько примеров того, как можно применить золотую пропорцию в своей жизни.
В соответствии с пропорцией можно построить процесс обучения. Например, уделять 62% времени практике, а 38% - теории. В таком случае человек получит хороший опыт и приобретёт достаточно общих знаний. Или можно большую часть времени уделить теории, чтобы быть более широким специалистом и иметь достаточно опыта.
Таким же способом можно распределить сверхприбыль фирмы. 62% сверхприбыли инвестировать, а оставшиеся 38% использовать в качестве премии персоналу.
В качестве примера можно привести фирму, которая согласно «золотой пропорции» устанавливала зарплату рабочим. Зарплата рабочего низшей квалификации составляла 62% от зарплаты рабочего следующего уровня, а его зарплата — 62% от следующего над ним. Благодаря этому нововведению, зарплаты не были слишком завышены, а у рабочих сохранялась мотивация повысить свой уровень знаний, чтобы зарабатывать больше.
Даже собственное свободное время можно разделить на части по принципу свободного сечения. Если вы идёте на прогулку, попробуйте около 62% времени ходить и рассматривать достопримечательности или природу, а 38% времени провести в кафе, баре или на привале. Таким образом, вы развеетесь, узнаете что-то новое и не слишком устанете от долгой дороги.