Рамы изготавливались из дерева либо одной породы, либо в одной раме сочетались разные породы дерева. Рамы украшали резной слоновой костью, хрусталем, перламутром, их лакировали, золотили и серебрили.
В начале XVII века появились большие листы стекла, соответственно, и зеркал. Это дало мощный импульс производству рам: зеркала стали доступны и рамы стали проще. Появились стереотипные элементы, литейные формы (как для гипса, так и для металла). В результате искусство изготовления рам оказалось ненужным и начало отмирать.
А какие были мастера! В Англии существовала школа Гринлинга Гиббонса (1648−1721) — скульптора и резчика по дереву. Уроженец Роттердама (Нидерланды), сын английского купца, он в 1667 году переехал в Англию, в 1680 году стал известен как королевский гравер.
Еще один мастер-краснодеревщик, упоминаемый как изготовитель рам, — Томас Чиппендейл (1718−1779), крупнейший в Англии, автор «Руководства для дворянина и краснодеревщика», которое до сих пор интересно читать. Он был настолько известен, что в его честь назвали породу роз: «Роза Чиппендейла».
Во Франции работал краснодеревщик Жан-Франсуа Обен. Известно, что он работал только для маркизы де Помпадур и что для ее зеркала он делал раму.
Коль скоро изготовление рам было уделом первоклассных мастеров, то и стоили они немало, и были признаком достатка. Как пример — картина Габриэля Метсю «Семейство Хинлопена». На заднем плане — картина в резной позолоченной раме. Еще одна рама — в картине Яна Стена «Фантастический интерьер с Яном Стеном и семьей Геррита Шоутена».
Сегодня изготовление рам — далеко не так сложно, как это было раньше. Прежде всего — материал. Самый распространенный — пластик. Если вдруг вы захотите раму из дерева — оговорите это при заказе. Если это не случится — получите раму из пластика.
Рельеф на багетах сегодня никто не вырезает — его прокатывают на станках. Хотите раму цвета золота — вы ее получите, но это будет не натуральное золото (хотя и очень красивое), а краска.
Один из признаков старины рамы — скрепление ее частей. В современном варианте это скобы, чуть старше — шипы, вставленные в багет. Скорее всего, было и крепление с прорезанными на багете шипами. Наверное, самый старый способ — скрепление фигурной вставкой.
Старинные рамы не валяются на дороге, но иногда их выбрасывают. Почему? Они частью облезлые, частью накопили на себе невообразимое количество грязи (видимо, поэтому на старых полотнах видны занавешенные картины — чтобы не пылились). Возиться с реставрацией — время дороже. Да и мероприятие, можно сказать, безденежное.
А восстанавливать надо и позолоту, и утраченные алебастровые фрагменты, и заделывать щели. К сожалению, с возрастом алебастровые накладки (их золотили отдельно, потом наклеивали на основу) начинают крошиться, и нужно адское терпение и умение остановить разрушение и восстановить разрушенное (если рама в музее — другое дело: штат реставраторов, техника, оборудование, наконец, деньги на оплату работы).
Но если вы вдруг станете обладателем редкой рамы и сможете преодолеть все препятствия — вы получите уникальное и блестящее (во всех смыслах этого слова) произведение мастеров-рамочников «из прошлого времени».