WALLACE COLLECTION — «Daydream» (1969)
Узнал я о нём случайно, после того как в 2009 году на экраны вышел фильм «Господин Никто». На протяжении всей картины то и дело играла красивая композиция под названием «Daydream». Она мне страшно понравилась, хотя и вызвала приступы «дежавю», похлеще, чем у героя данного фильма. Лишь позже до меня дошло, что музыканты мастерски воспользовались наследием Петра Ильича Чайковского, включив в своё творение мотивы из его балета «Лебединое озеро» и 2-й части 1-го струнного квартета.
Впрочем, это неудивительно, если учесть, что в WALLACE COLLECTION входили бывшие участники… Бельгийского симфонического оркестра. Поэтому наряду с традиционным рок-инструментарием музыканты обильно использовали скрипку и виолончель, которые во многом определили то самое неповторимое эклектичное звучание.
Упомянутую «Daydream» («Грёза») — первый и главный хит WALLACE COLLECTION — написали скрипач Раймонд Винсент и гитарист Сильвейн Ванхолм (о Чайковском тоже не забываем). Эта красивая романтичная пастораль о пригрезившейся на цветочном лугу девушке сразу понравилась менеджерам компании EMI (почему-то она казалась им похожей на успешный хит группы BEATLES «Hey, Jude»).
Чутьё их не обмануло. Сингл «Daydream», выпущенный в 1969 году, обрёл большую популярность в Европе. У WALLACE COLLECTION начались бесконечные гастроли, оставляющие мало времени на творчество. В начале 1970-х группа распалась — правда, успев записать ещё несколько примечательных песен.
Однако «Daydream» так и осталась вне конкуренции. Из каверов на песню можно вспомнить французскую версию Клода Фрэнсиса под названием «Reveries» и британскую — электронного дуэта I MONSTER под названием «Daydreaming in Blue». I MONSTER сильно обработали оригинал, выбросили припев и придали песне немного зловещее настроение (в том же духе был и клип с девушкой-куклой).
Фрэнк Синатра — «My Way» (1969)Реклама
Как-то в одном ресторане собралась разношёрстная компания, в которую входили два каких-то «мафиози» и два метра американской эстрады: 53-летний Фрэнк Синатра и 27-летний Пол Анка. Синатра пребывал в дурном расположении духа, жаловался, что устал от концертов, и заявлял о желании послать к чёрту всю эту «творческую деятельность».
Анка внимательно слушал, а вернувшись домой, сел и начал писать текст от лица человека, который оглядывается на свой жизненный путь и как бы подводит его итоги. При этом он готов в полной мере нести ответственность не только за свои достижения, но и за ошибки:
Вот уже близок конец,
Вот передо мной финальный занавес,
Друг мой, я скажу это прямо,
Я останусь при своем мнении, в котором я уверен.
Я прожил яркую жизнь,
Я исходил все дороги,
Но более того, гораздо более того,
Я делал это по-своему…
Текст писался не просто так, а на одну мелодию, которую Анка привёз из Франции. Мелодия принадлежала песне «Comme d’habitude» («Как обычно»). Песню написал Клод Франсуа совместно с композитором Жаком Рево и поэтом Жилем Тибо в 1967 году. Говорят, что печальный текст об умирающей любви был во многом навеян расставанием Франсуа с певицей Франс Галль.
Я встаю и бужу тебя,
Ты не просыпаешься, как обычно.
Я натягиваю на тебя одеяло,
Я боюсь, что ты замерзнешь, как обычно.
Моя рука гладит твои волосы
Почти против моей воли, как обычно.
Но ты поворачиваешься ко мне спиной,
Как обычно…
Пол Анка:
«Мне эта песня не понравилась, но всё же в ней было что-то необъяснимое».
Анка мелодию позаимствовал, но текст решил написать сам. Так как песня писалась специально для Фрэнка Синатры, Клод Франсуа без проблем дал Анке эксклюзивное право на английскую версию.
Пол Анка:
«Около часа ночи я сел за старую электрическую печатную машинку IBM и спросил себя: „А как бы Фрэнк написал?“ Ну, и начал с метафорического „И вот, конец уж близок“. Я читал много прессы и давно подметил, что везде и всюду употреблялось „моё то“, „моё сё“ — мы жили в „моем“ поколении, и Фрэнк стал для меня тем, кто говорил так, как все. Я также использовал выражения, которые раньше никогда бы не употребил в песне: „Я прожевывал и выплевывал“. Но ведь именно так и говорил Фрэнк…».
По этой же причине Анка отказался сам выпускать сингл с этой песней, хотя рекорд-компания, на которой он записывался, сильно на этом настаивала.
Впрочем, впоследствии «My Way» стал исполнять не только автор, но и целый сонм исполнителей: Элвис Пресли, группа GIPCY KINGS (на испанском и под названием «A Mi Manera») и даже скандальный Сид Вишиос из панк-группы SEX PISTOLS. Последний записал песню в 1978 году для фильма «Великое рок-н-ролльное надувательство», где его персонаж после исполнения «My Way» расстреливает публику из пистолета. Если к этому добавить, что петь Сид не умел (то есть абсолютно), а текст изменил, добавив грубостей и матюков, то иначе как глумлением эту версию назвать нельзя.
Сам Синатра выпустил «My Way» ещё в январе 1969 года, но вопреки обещаниям сцену не оставил. Более того, «финальная» песня Анки, которую приходилось исполнять снова и снова, так надоела певцу, что он иногда в сердцах восклицал: «И кто только написал это дерьмо?!»
Впрочем, тот же Синатра заметно растрогался, когда в 1994 году три тенора — Доминго, Каррерас и Паваротти — исполнили «My Way» как подарок на его 79-летие.
Русскоязычная версия «Моего пути» со словами Ильи Резника появилась в 2007 году и тоже к дате — к юбилею советского метра эстрады Иосифа Кобзона. Собственно, юбиляр её и исполнил.
Мой путь, моя судьба
Надежд ошибок и сомнений
Мой путь, что выбрал я
Я вспомнил вновь без сожалений.
Я жил, и сладок был
Соленый вкус аплодисментов.
Влюблялся и любил —
Это был мой путь…