Хиты 1960-х. Как были написаны песни про адское пламя и людей, которые играют в игры?

Реклама
Грандмастер

В ряду великих экспериментаторов 1960-х годов имя Артура Брауна далеко не из последних. И пускай из его необычного творчества большинству знакома лишь одна песня, влияние Брауна на рок-музыку трудно переоценить.

Хиты 1960-х. Как были написаны песни про адское пламя и людей, которые играют в игры?

Артур Браун (Arthur Brown) — «Fire» (1968)
Реклама

Наверное, больше всего ему обязаны последователи «хэви-металл». Во-первых, именно Артур Браун популяризовал тот самый дикий сдавленный фальцет, который затем понёс в народ Ян Гиллан из DEEP PURPLE и ещё масса «крикунов».

Ян Гиллан:
«Самым важным было не то, как поёт Браун, а то, что он осмелился ТАК петь. Я решил попробовать, и оказалось, что у меня получается делать это не хуже».

Во-вторых, Браун вывел сценическое шоу на совершенно новый уровень. Справедливости ради, стоит сказать, что у него был предшественник. Ещё в конце 1950-х чернокожий певец Скримин Джей Хокинг устраивал на сцене одновременно смешные и жутковатые перфомансы — то восставая из гроба, то изображая из себя жреца вуду. Недаром Браун сделал своеобразное «алаверды» Хокингу, исполнив его знаменитую «

Реклама
I Put a Spell on You».

В остальном «ученик» находки «учителя» углубил и расширил. Ещё до Элиса Купера и KISS Артур Браун стал наносить на лица устрашающий грим и обильно использовать пиротехнику. Фирменной «фишкой» певца стал специальный головной шлем, на котором зажигался огонь.

Артур Браун:
«Однажды утром я проснулся в отеле после очередной вечеринки и обнаружил возле своей двери корону, вокруг которой горели свечи. Я взял её в клуб, где мы играли, и она всем понравилась».

Подобные шоу содержали в себе большую долю риска не только для хозяев концертных площадок, но и для певца. Однажды огонь со шлема перекинулся на самого Брауна, и его пришлось срочно заливать пивом.

Реклама

Стихии огня был посвящён и первый хит Артура, который так и назывался «Fire». Песня начиналась с яростного выкрика «I'm a god of hellfire, and I bring you!» («Я бог адского пламени и я несу его тебе!»), который позже группа PRODIGY вставит в свою композицию с тем же названием.

Реклама

Вы горбатились, чтобы заработать,
Но всё это будет гореть.
И ваш разум, ваш крошечный разум,
Знайте, что вы были так слепы.
Теперь время пришло сжигать ваш разум.

«Fire» Брауна поражала не только угрожающе-злобным вокалом, но и своей необычной для рок-музыки аранжировкой. Несмотря на агрессивность песни, там полностью отсутствовали гитары, а ведущим инструментом выступил электроорган в сочетании с… оркестром. Надо сказать, что оркестровка оказалась для Брауна «нежданчиком». Её добавили без ведома певца продюсеры его первого альбома (и одновременно участники группы THE WHO) — Кит Ламберт и Пит Таусенд.

Сингл «Fire» вышел в 1968 году и имел большой успех — 1-е место в чартах Британии и 2-е место в США. Успех сингла вытянул на вершины популярности и альбом «The Crazy World of Arthur Brown» («Безумный мир Артура Брауна») — такой же необычный и «театральный», как и выступления певца.

Реклама

Артур Браун:
«Зрители всегда хотят «Fire». Я смирился с этим, потому что эта песня является моей визитной карточкой и способом привлечь людей ещё больше слушать мою музыку.

В то ушедшее время это был на самом деле мой не самый любимый трек на альбоме, но что-то в нём было такое, что всем нравилось. Я был ещё больше удивлен, когда эта песня стала таким большим хитом.

Люди чувствовали какую-то угрозу, и я думаю, что потенциал этой песни ещё до сих пор не исчерпан".

То, насколько популярна была песня, хорошо иллюстрирует случай, который произошёл в швейцарском казино «Монтрё» в декабре 1971 года. Когда один из посетителей выстрелил из ракетницы в потолок и тот загорелся, ведущий тотчас искромётно пошутил: «Огонь? Господа, да это же Артур Браун!»

Реклама

Впрочем, потом смешно никому не было. Казино сгорело дотла вместе с аппаратурой, на которой должна была записываться группа DEEP PURPLE. Именно по горячим следам этого события Ян Гиллан напишет свой знаменитый текст: «Дым над водой, огонь в небесах…».

Джо Саут (Joe South) — «Games People Play» (1968)

В 1964 году из печати вышло первое издание книги психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». В ней автор представил взаимоотношения между людьми в виде набора устоявшихся «игр» — завуалированных моделей поведения, каждое из которых преследует свою скрытую цель.

Книга быстро стала бестселлером, а через четыре года появилась и песня с таким же названием — «Games People Play». Песню написал американский сонграйтер Джо Саут — личность в музыкальных кругах довольно известная. Он работал сессионным музыкантом у Боба Дилана и Ареты Франклин, писал песни для таких исполнителей, как Билли Джо Ройал («Hush», известная также в исполнении DEEP PURPLE) и Линн Андерсон («Rose Garden»). Ну, а теперь, значит, написал хит для себя родного.

Реклама

Несмотря на то что «Games People Play» довольно известна, для нашего уха она звучит довольно затянуто и однообразно. Оно и понятно, если учесть, что текста мы не понимаем и слышим лишь бесконечное «Ла-да-да-да…».

С музыкой Саут особо не мудрил, взяв за основу мелодию из традиционной кейджн-композиции «Tit Galop pour Mamou» (кейджн, кеджуны — этническая группа франкоканадцев из штата Луизиана).

Реклама

А вот текст вышел интересный. Конечно, Саут в психологические глубины не ныряет и использует теорию «игр» — как повод поиронизировать над лицемерием и ограниченностью человеческого общества. Он поёт о том, что люди думают одно, а говорят другое, винят в проблемах всех, кроме себя, верят в единого Бога и одновременно читают гороскопы, «отлично проводят время в башнях из слоновой кости, до тех пор, пока на них не возложат цветы и не увезут в чёрном лимузине».

Достаётся и Господу Богу, у которого певец сначала просит «дар спокойного сердца», но потом заявляет:

Поскольку ты потерял рассудок
Из чувства гордости, ради тщеславия,
Ты испытываешь досаду на человечество,
Но… тебе пле… да-да-да…

Реклама

Сингл «Games People Play» был издан в декабре 1968 года, а в январе 1969-го поднялся на 12-е место американского чарта, да ещё и получил впридачу «Грэмми» как «лучшая песня года». Из-за успеха песни пришлось переименовать альбом Джо Саута, который сначала носил название «Introspect» («Психоанализ»). К слову, этот альбом считается одним из первых в истории поп-музыки, где все вокальные и инструментальные партии исполнил один человек.

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Реклама