Через некоторое время на стене появились написанные неизвестной рукою письмена «МЕНЕ-ТЕКЕЛ-ФАРЕС». Царь испугался и велел истолковать это знамение. Разгадку ему подсказал пророк Даниил:
«Вот и значение слов: Мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Фарес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам».
И действительно, на следующий день Вавилон пал под ударами армии царя Дария, а Валтасар был убит.
Эти письмена стали синонимом рокового пророчества, они широко используются в художественной литературе, особенно мистического уклона.
В советской песне «Вы жертвою пали»:
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая!
В песне Пинк Флойд «Another Brick in the Wall»:
«I have seen the writing on the wall» («Я видел надпись на стене»).
В поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»:
«Неужели так трудно отворить человеку дверь и впустить его на три минуты погреться? Я этого не понимаю… Они, серьёзные, это понимают, а я, легковесный, никогда не пойму… Мене, текел, фарес — то есть „ты взвешен на весах и найден легковесным“, то есть „текел“… Ну и пусть, пусть…»
В романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:
«Мне вспомнилось его стихотворение, года три назад напечатанное в «Новом Сатириконе», — там как бы пересказывалась газетная статья о разгоне очередной Думы, а акростихом выходило «мене текел фарес».
В книге Михаила Веллера «Б. Вавилонская».
В фильме Андрея Тарковского «Сталкер».
В романе
И в других произведениях.
Я же попробую предпринять попытку реконструкции событий той ночи и найти валтасаровым письменам простое и понятное объяснение.
Итак, царь Валтасар собирается ночью устроить очередной пир. Что делают накануне его слуги? Готовят угощение! Были ли среди его поваров евреи? Вполне возможно — после разгрома Иудеи в Вавилоне было множество рабов-евреев, а также вполне могли быть вольнонаёмные повара.
И вот представим, что два повара-еврея готовят какое-то блюдо. Один другому говорит, какие надо взять ингредиенты, и записывает на стене вес:
МЕНЕ (мина) — мера веса в Греции и на Ближнем востоке, в античные времена равнялась 600 г. Допустим, 1 мина мяса.
Ещё МЕНЕ (наверное, другого компонента продукта, например, рис).
ТЕКЕЛ (шекель) — еврейская мера веса, равная 11 г. Обычно используется для измерения серебра, но могла вполне использоваться для специй (тогда это тоже была драгоценность).
ФАРЕС (упарсин) — половина мины, 300 г. Например, овощей.
Почему на стене? Ответ прост: бумаги-то в Вавилоне не было. Писали на каменных плитах, высекая зубилом. Рецепт вполне мог быть просто нацарапан камнем.
Что происходит дальше? Начинается пир. Глубокая ночь, зал освещается факелами. Там, где начертан рецепт, почему-то факела нет. Может быть, он выгорел, может быть, просто не зажгли сначала.
У царя слипаются глаза, вино и ночь клонят в сон. Но он «требует продолжения банкета».
Приносят священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма. Царь решает поглумиться и попить вина из них. В еврейского Бога он не верит, но в душе появляется мистический холодок. Наверняка появляется!
Ему темно, и он кричит: «Огня!» Зажигают дополнительные факелы. После зажжения очередного факела на стене отчётливо проступает загадочная надпись. Надпись на арамейском, зовут кого-то, кто сможет перевести на шумерский. Приходит некий Даниил. Видит, что Валтасар нарезался из священных для каждого иудея сосудов…
Что было дальше — вы знаете.