THE SEARCHERS
Как и большинство групп мерсибита, THE SEARCHERS родом из Ливерпуля. Своих песен группа не писала, если не считать таковой их хит 1963 года «Sugar and Spice» («Сахар и специи»). Дело в том, что песню написал продюсер SEARCHERS — Тони Хатч. Так как его детище группе не очень нравилось, продюсер предпочёл скрыть настоящее имя, заявив, что песню написал некий Фред Найтингейл.
Кстати, идея описать свою девчонку как смесь «сахара и специй» была не оригинальной. Подобная метафора присутствует в старинном английском стишке, известном у нас в виде песенки «Из чего же сделаны наши девчонки». Если в русском варианте девчонки сделаны «из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок», то в оригинале — «из сахара, специй и других прелестных вещей».
Весёлая «Sugar and Spice» стала № 2 в Британии, однако свой самый известный хит SEARCHERS запишут годом позже. Назывался он не менее интригующе — «Needles and Pins» («Иголки и булавки»), но ничего весёлого здесь не было. Это была грустная баллада, где иголки и булавки были метафорой любовных мучений.
Песню написали американцы — Джек Ницше и Сонни Боно (да-да, тот самый — первый муж певицы Шер). Сначала «Needles and Pins» исполнила Джеки ДеШэннон ещё в 1963 году, однако сингл завис аж на 84 месте американского хит-парада. А вот у англичан всё получилось как нельзя удачно. Их версия стала № 1 в Британии, а в США добралась до 13-го места, сделав SEARCHERS второй ливерпульской группой после БИТЛЗ, попавшей в американский топ. Позже эту песню исполняли многие — например, та же Шер, Петула Кларк, группа RAMONES… Однако у нас, наверное, лучше всего знают версию SMOKIE 1977 года.
Из других песен SEARCHERS русский слушатель обычно отдаёт предпочтение смешной композиции под названием «Love Potion № 9» («Любовный напиток № 9»). Её написал творческий тандем Либера и Столлера, известный своим сотрудничеством с Элвисом Пресли. Однако на этот раз первыми песню исполнили THE CLOVERS — вокальный квинтет чернокожих певцов (в 1959 году сингл занял в США 23-е место).
SEARCHERS повезло больше. Их версия «Love Potion № 9» стала в Америке хитом № 3 и до сих пор является самой известной.
На тексте данной композиции стоит остановиться подробнее. Поётся она от лица парня, у которого в организме какая-то дисфункция — он почему-то перестал влюбляться в девушек. Несчастному пришлось идти к цыганке, которая тут же выписала ему любовное зелье. Зелье подействовало так хорошо, что герой стал кидаться на всех окружающих и даже расцеловал полицейского (кстати, из-за этого момента песню отказались крутить некоторые радиостанции). Полицейский любвеобильности не оценил и бутылочку с зельем разгрохал.
Так как в оригинальном тексте герой жаловался, что его проблемы с девушками начались в 1956 году, то с течением времени SEARCHERS постоянно омолаживали эту дату. Пишут, у песни существовала и альтернативная — более оптимистическая — концовка: «Мне было так весело, что я собираюсь попробовать ещё. Интересно, что случится, если попробовать любовный напиток № 10?»
Впоследствии содержание «Love Potion № 9» было положено в основу сюжета одноименного фильма 1991 года.
THE HOLLIES
Хотя эта группа происходила не из Ливерпуля, а из соседнего Манчестера, артисты внесли большой вклад в развитие мерсибита (их даже прозвали «манчестерскими БИТЛЗ»). THE HOLLIES были чрезвычайно успешны, хотя опять-таки пели в основном чужие песни. Хитов у группы было много, поэтому упомяну лишь те, которые могут быть на слуху у нашего слушателя.
Например, бодрящую «I'm Alive», которую написал американский сонграйтер Клинт Баллард. Песня предназначалась американскому певцу Джину Питни, но тот от неё отказался. Тогда «I'm Alive» решила записать манчестерская группа THE TOGGERY FIVE. Надо сказать, что HOLLIES поступили по отношению к землякам-коллегам неэтично. Услышав, как те репетируют новую песню, HOLLIES решили опередить их и издали свою версию «I'm Alive» на две недели раньше. Ну, и сорвали все лавры, заполучив в 1965 году свой первый хит № 1. А вот TOGGERY FIVE так за пределами Манчестера и не прославились.
Автором другой известной песни HOLLIES выступил их соотечественник Грэм Гоулдман. Это в 1970-х он станет лидером знаменитой группы 10CC. А тогда — в 1966 году — Грэм был 20-летним юнцом с потрясающим даром мелодиста.
Будущий хит HOLLIES — «Bus Stop» («Автобусная остановка») — Гоулдман действительно сочинил в автобусе. Ему пришёл в голову гениальный в своей простоте сюжет о том, как на автобусной остановке парня и девушку застал дождь. Парень приглашает подругу по несчастью укрыться под его зонтом. Это их сближает, и они влюбляются друг в друга. Гоулдман вспоминал, что не мог дождаться момента, когда доедет домой и зафиксирует песню.
В исполнении HOLLIES «Bus Stop» имела успех не только в Британии, но и в США (5-е место по обе стороны Атлантики).
Интересную историю имел ещё один хит HOLLIES, записанный уже на закате их славы в 1969 году.
Началась эта история в… 1884 году, когда в одном из христианских изданий появилась история о девочке, которая несла на спине большого мальчика, пострадавшего от увечья. Когда её спросили, не тяжело ли ей нести свою ношу, она простодушно ответила: «Он не тяжёлый, он — мой брат». Позже историю растиражировали на открытках, а фраза «He Ain’t Heavy, He’s My Brother» стала в 1941 году девизом американского общества «Boys Town», помогавшего бездомным мальчишкам.
Ну, а затем фраза превратилась в песню, которую написали Бобби Скотт и Боб Рассел. Рассел умирал от рака, и песня стала его последним хитом. Возможно, именно поэтому она вышла столь пронзительной.
Первым «He Ain’t Heavy, He’s My Brother» записал Келли Гордон в 1969 году. Однако наибольшую известность имела выпущенная в том же году версия HOLLIES (№ 3 в Британии, № 7 в США). Кстати, на рояле здесь играл пока ещё малоизвестный Элтон Джон.
В 2012 году песня была перезаписана THE JUSTICE COLLECTIVE — сборной командой британских певцов (Робби Уильямс, Пол Маккартни, Мелани С, два члена HOLLIES — Эллиот и Хикс и др.). Это была благотворительная акция — все доходы от сингла пошли в пользу пострадавших от трагедии 1989 года на стадионе «Хилсборо» (тогда из-за давки погибло 96 человек, а сотни были ранены).
THE EASYBEATS
Мода на мерсибит в начале 1960-х распространилась на все континенты — в том числе и на такой удалённый, как Австралия. Там в 1964 году возникли свои национальные герои — группа THE EASYBEATS. Правда, её участники были не коренными австралийцами, а недавними эмигрантами из Британии (после Второй мировой многие сменили Туманный Альбион на солнечную Австралию).
Ядро EASYBEATS составляли вокалист Стив Райт и гитарист Джордж Янг. Предвижу вопрос: имеет ли Джордж Янг какое-либо отношение к другим знаменитым австралийцам — AC/DC? Самое непосредственное — Джордж приходился старшим братом Малькольму и Агнусу Янга и даже помогал продюссировать дебютный альбом «эйсидишников».
Свою порцию славы Джордж хлебнул ещё в 1965 году — тогда в Австралии вокруг EASYBEATS бушевала настоящая истерия, сродни «битломании». На перспективную группу обратили внимание в Англии, и в 1966 году ребята отправились завоёвывать Лондон.
Авторами главного хита группы — «Friday On My Mind» («С мыслями о пятнице») — выступили Джордж Янг и Гарри Ванда. Песня действительно вышла яркой и своеобразной. Во-первых, она начинается с примитивного, но очень характерного гитарного перебора. Далее следует мрачный рассказ о тягости рабочих будней:
Утром в понедельник чувствую себя так плохо.
Все, кажется, ворчат на меня.
Приезжайте во вторник, я чувствую себя лучше.
Даже мой старик выглядит хорошо.
В среду только не приходите.
Четверг проходит слишком медленно.
Ведь в моей голове уже пятница…
Но вот приходит последний рабочий день — пятница, и минорная тональность сменяется в песне мажорной — ведь теперь герой может всласть повеселиться и погулять со своей девушкой.
Среди поклонников EASYBEATS «Friday On My Mind» даже окрестили «гимном рабочего класса», хотя сами авторы считали этот титул явным преувеличением.
Песня была издана на сингле в 1966 году, заняла 1-е место в Австралии, 6-е — в Британии и 15-е — в США. На родине группы до сих пор гордятся этим успехом. В 2001 году «Friday On My Mind» даже объявили лучшей австралийской песней всех времён. Как видите, песню не забыли. Более того, её не раз перепевали — в том числе такие мэтры, как Дэвид Боуи и Гэри Мур.