Например, в истории войн. Многие нюансы здесь оказываются спорными. То есть они хорошо известны специалистам-историкам. Правда, не столько «обычным» историкам, сколько военным.
Спорны чаще не столько основные события — причины войн, сражения, итоги, сколько нюансы и антураж, незначительные по большому счету технические моменты. Например, снаряжение, логистика, снабжение…
Один аспектов логистики: скорость и дальность действий исторических армий Европы. Заодно коснемся армий кочевников, слишком прочно они вписались в историю России и Западной Европы. В отличие от многих спорных моментов, в логистике есть четкие ориентиры: уставы 19 — начала 20 в., когда войска вовсю передвигались «своим ходом». Составленные людьми, ещё рубавшими с коней шашками. Да и основаны те уставы на более ранних нормах. Ведь до поля боя, тем более до театра войны, нужно добраться.
Предположу, что в ранешние времена войска (даже не в эпоху доспехов, в доспешную тем более!) передвигались медленнее, чем в 20 в. Хотя бы из-за менее удобного снаряжения и худших дорог.
Начну с конницы, столетиями бывшей основным родом войск. Да и дружинники Руси, и позже поместное ополчение — конные воины. Как и европейские коллеги. Сразу скажу: совершенно не разбираюсь в лошадях и ориентируюсь на официальные источники конца 19 — нач. 20 века.
Предположу, что тогда лошади лучше снабжались и питались. Улучшались породы. В сравнении же с лошадьми степняков (мифических монголов), европейские лошади попросту другие.
В 20−30-х годах норма дневного перехода конницы 50−60 км. Это расстояние, которое конница вроде бы может проходить без излишнего утомления. Форсированный марш — до 85 км. Очень форсированный — до 100 км, при необходимости такой темп конница может выдержать двое суток. После — отдых… По уставу! То есть форсированные переходы — не для похода, а для выполнения некоей конкретной задачи.
При движении нормальным темпом устав предусматривает регулярные привалы в течение дня, после 2−3 дней — дневка. При совсем форсированных, 100-километровых маршах, 2 дня пути — 2 дня отдыха.
Это при нормальных условиях. По серьезному снегу, в темноте, на сложном ландшафте или снижается скорость и километраж, или путь занимает больше времени, или переход требует напряжения сил. По всякому, он считается форсированным.
Для степи точных данных не нашел, но даже по примерным прикидкам не больше.
Специалисты утверждают, что степные лошади другие. Например, чистокровная монгольская лошадь неспособна к рыси. И в норме движется медленнее. Хотя может идти, пусть и шагом, чуть ли не сутками.
С учетом сменных лошадей, теоретически должно быть больше, но… на практике норма монгольской кавалерии в 20 веке — порядка 30 км/сутки…
Может, это без сменных лошадей? Но и с ними, пусть вдвое больше — все равно нормальный дневной переход. А лошадям нужно иногда отдыхать и есть. Щипать траву на ходу можно, идя со скоростью пешего. Как я понял, это нормально для данной породы. К тому же трава — не самый питательный корм.
Европейские же породы быстрее, но не столь выносливы, нуждаясь в остановках — еде и отдыхе.
Важно, что конница, самый мобильный род войск до-машинного времени, в походе не так быстра, как иногда кажется в сравнении с пехотой. Норма начала 20 в. для пехоты — 25 км/сут., реальный же переход в 19 в. зачастую был ближе к 20 км. Это 10 (с перерывами) часов марша, 2 дневки в неделю. Кстати, для конницы расклад по часам примерно тот же.
На практике, до середины 18 в. движение еще и здорово замедляет обоз. И даже позже, опираясь на систему магазинов, армии проходили те же 20−25 километров в сутки. Прусская армия вроде бы могла пройти 40 и больше километров; также и суворовские части. Но те и другие — это особая выучка, «штучный товар». В любом случае, речь об экстремальных переходах. Немало примеров дальних верховых переходов — далеко за сотню, даже ближе к двумстам километрам в сутки.
А вот в долгих (порядка месяца) походах вмешивался челове… лошадиный фактор. Накапливающаяся усталость замедляет движение. И в какой-то момент люди могут мотивировать себя двигаться, лошади — нет… И по-настоящему конница проявляет быстроту на небольших расстояниях, на поле боя — во фланговых атаках, заходах в тыл и преследовании бегущего противника.
И для разнообразия-развлечения вернемся к историческим мифам.
Один реконструктор меня всерьёз уверял в реальности 50 км и более каждодневных переходов римлян. С ежевечерней постройкой (и утренним съемом!) лагеря. За счёт выучки, дисциплины и, главное, духа.
Вообще-то, возможно. Нормы 20 века допускают пешие марши до 40 км. Разово. С тем, чтобы сберечь достаточно сил для боя. А если просто дойти, отшагав часов 14 чистых — то пожалуй, можно и сотню пройти. Вопрос: много ли людей на ногах останется?
Видать, римляне поголовно были суперменами! Хотя скорее мой реконструктор слегка неверно представлял себе реалии. Поскольку проходимый легионерами километраж, в общем-то, известен. Все в соответствии с 19 веком.
Или Средневековая Русь. Как нам представляются, допустим, походы Александра будущего Невского на шведов и тевтонов? Да и любые дальние походы, когда князья выступают то друг на друга, то на вторгающихся соседей? Скажем, если князь киевский узнает, что посаженный в Новгороде князь отказался налог платить? Что-то подобное случалось, кажется, между Ярославом Хромым (будущим Мудрым) и Владимиром Крестителем. Или получит весть, что напали… кто-нибудь на тот же Новгород. Или бунт там против им посаженного князя.
Соберется киевский князь вразумить неразумных и отстоять свое право. Поскачет с дружиной… Посчитайте сами, за какое время они преодолеют 900 километров (это если по прямой!). Да еще ж гонец ехал!
Мне, когда задумался, пришлось здорово изменить представление о некоторых исторических реалиях!