Кинофильм «Нормандия-Неман». Что осталось за кадром? Часть1

Реклама

В марте 2014 года скончался Юрий Филиппович Федорин, бывший авиамеханик полка «Нормандия-Неман». Юрий Филиппович оказался в «Нормандии-Неман» в 1944 году, после ранения на фронте и лечения в госпитале. Ему достался самолет, на котором летал единственный темнокожий летчик в полку — Роже Соваж.

Роже Соваж, сын солдата с Мартиники, будучи в Алжире, встретил своего друга Константина Фельдзера, который уговорил его поступить в «Нормандию». Был в числе опытных летчиков — 16 сбитых самолетов. Представлялся к званию Героя Советского Союза, однако не получил.

Что же касается Константина Фельдзера, то он был уроженцем Киева, потомком перебравшихся в Россию протестантов, покинувших Россию в 1920 году. Когда он узнал, что в Советской России воюет французская авиационная часть, то по собственной инициативе создал группу пополнения, в которую и включил своего чернокожего друга. В ходе формирования группы он встречался с советским консулом, которого предупредил, что является сыном белоэмигранта. В ответ консул сказал Константину, что в данный момент важно не его происхождение, а его желание воевать с немцами.

Реклама

Ответ консула не был красивой фразой. В ходе очередного пополнения в «Нормандию» прибыл Леон Углов, сын подполковника Белой Армии. В воздушных схватках он одержал 5 побед (еще одна победа не получила официального подтверждения). Соваж и Углов летали в паре, и их называли Нуар и Блан (Черный и Белый). Если судить по числу сбитых немецких самолетов, то тандем Соваж-Углов получился неплохим.

После войны Юрий Федорин оказался в числе тех советских авиаспециалистов, которые сопровождали самолеты до Парижа. На торжественном приеме в Париже Федорин и Углов оказались за столом рядом. В конце приема на обратной стороне приглашения Углов сделал памятную надпись: «Привет другу на память от француза, который по сердцу очень близок с вами».

Реклама

Когда Юрия Филипповича спросили, нравится ли ему фильм «Нормандия-Неман», он ответил: «Нет. Это просто художественный фильм. Имена и фамилии действующих героев вымышленные. Фронтовая жизнь и боевые действия их показаны примитивно. Никакого сравнения с действительностью нет».

Первая попытка создать фильм о летчиках славной французской эскадрильи «Нормандия», сражавшейся в годы Второй мировой войны против Германии на стороне Советского Союза, относится еще к 1947 году. Сценарий фильма написала Элиза Триоле, урождённая Элла Юрьевна Каган, младшая сестра Лилии Брик. Однако идея фильма была не совсем своевременной. Начиналась холодная война, и фильм создать не удалось.

Реклама

Позже, в 1960 году, военная драма «Нормандия-Неман» была снята режиссером Жаном Древилем. С одной стороны, фильм с определенными слабостями напомнил о французах, которые в небе России воевали с немцами. Однако, с другой стороны, за вымышленными именами героев фильма скрылись судьбы реальных людей, а вопрос о том, что в составе эскадрильи были дети эмигрантов из России, вообще не рассматривался.

Следует отметить, что в окружении де Голля были люди, которые не поддерживали идею отправки французских летчиков в СССР. Эскадрилья «Нормандия» появилась на свет, прибыла в СССР и оставалась там до конца войны, несмотря на ряд попыток ее отзыва, благодаря настойчивости капитана Альберта Мирлеса.

Реклама

Альберт Мирлес родился во Франции. Его родители бежали во Францию из России после поражения революции 1905 года. Отец Мирлеса, Лев Мирлес, остался верен принципам социал-демократии, в Советскую Россию не вернулся и был расстрелян во время войны фашистами. Альберт Мирлес участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, чтобы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения советский истребитель. Он отстоял это решение даже тогда, когда его вызвали в американское посольство и потребовали объяснений.

Сын русских эмигрантов Михаил Шик, въезжая в СССР в составе лётчиков будущей «Нормандии», заявил: «Я русский, родом из Москвы. Мой отец был арестован ВЧК в 1918 году за антибольшевизм. Я сам не коммунист, но я хочу быть вашим союзником и другом на то время, что я вместе с вами буду сражаться за мою Родину». В Москве на эти речи лётчика закрыли глаза — главным делом в тот момент стала война с гитлеровцами, а не идеологические дискуссии.

В фильме «Нормандия-Неман» Михаил Шик был прототипом переводчика Гастона, с той только разницей, что коренной москвич Михаил Шик говорил по-русски без акцента. Помимо Михаила Шика, в первом составе «Нормандии» были Георгий Лебединский, врач и переводчик группы, уроженец Киева, и Александр Стахович, радист-переводчик, уроженец Петербурга, которые, как и Михаил Шик, имели белоэмигрантские корни.

Продолжение следует

Реклама