Писал исторические, библейские, жанровые картины и портреты. Побывал в Испании, где на него очень большое впечатление произвела живопись Веласкеса и других испанских художников, что отразилось в некоторых его работах. В 1874 году он путешествовал по Сирии и Египту, в результате его творчество получило новое направление.
«Вавилонский рынок невест» — одно из таких «восточных» полотен. Идея картины была взята из «Истории» Геродота (книга Клио, 196), где тот описал брачный обычай вавилонян. В общих чертах женитьба выглядела так: всех незамужних девушек селения один раз в год собирали на площади — и начинался аукцион. То есть девушек покупали. Торговля начиналась с самой красивой девушки, за ней следовала похуже, а последней оставалась самая некрасивая или увечная. А для того, чтобы она не оставалась обездоленной, аукционер назначал ей приданое из части денег, вырученных на аукционе.
Что мы видим на картине? Действие происходит в большом зале. На переднем плане на шкурах животных (зебра, леопард, лев) сидят девушки — невесты. На лицах большинства из них — некоторая отстраненность, они принимают происходящее как судьбу, с которой бесполезно бороться. Они понимают, что они — домашний инвентарь. Вряд ли это их беспокоит. Наверное, каждую больше волнует, как к ней отнесется будущий муж, как сложится жизнь в чужом доме.
Справа есть два персонажа, которые выпадают из общего зрительного ряда: это молодой человек, явно небогатый, и девица с веселым лицом (художник не избежал соблазна изобразить обнаженную грудь). Не исключено, что ее будут продавать последней и этот юноша получит жену с общественным приданым (было ли так на самом деле или это красивая сказка?).
За спинами сидящих на полу — подиум, на котором стоит невеста (видимо, первая и самая красивая). Рядом с ней — помощница аукционера, которая демонстрирует зрителям достоинства девушки: снимает покрывало.
Слева на трибуне — аукционер. Он обращается к публике: «Кто больше?»
Покупатели напряженно следят за торгами. Сидящий слева весьма пожилой человек с ожерельем в руках, видимо, сопровождает своего сына, который держит в правой руке другой конец ожерелья, а в левой — шкатулку, в которой (видимо) лежат еще какие-то платежные средства — либо слитки серебра, либо драгоценные камни. Возможно, ожерелье представляло собой нанизанные на нитку «вавилонские монеты» — кусочки серебра определенного веса.
Торги только начинаются. В торговле могли участвовать и бедные, и богатые — все решал аукцион. Геродот с сожалением отмечает, что этот прекрасный обычай исчез…
В свое время помещение такой картины в колледже для женщин могло служить учащимся напоминанием о бесправии женщин в прошлом. Вероятно, Холлоувей думал, что созерцание этой картины пробудит в студентках страстное желание избавиться от статуса товара на рынке невест.