Скорость обмена информацией открывает нам фантастические возможности: от моментального заказа на поставку золотых пластинок из Таиланда до получения последней информации с театров военных действий.
Конечно, сохраняется почта как таковая, с почтовыми отделениями и почтальонами, которые каждый день опускают в наш почтовый ящик конверты с важными и не очень бумагами. И каждый день мы открываем почтовый ящик, смотрим, что у нас там появилось. И от нас принимают переводы и посылки в разные города и страны. От слаженной работы почтовых служб зависит и настроение, и благосостояние отправителей посланий (отправишь не вовремя бумаги в социальные службы — и благосостояние станет не таким благостным, как хотелось бы).
Почта существует, по всей вероятности, столько же, сколько существует человечество. Менялась форма обмена посланиями и средства, которые для этого использовались: от барабанного боя и костров на вершинах гор до почтовых голубей.
Голубиная почта известна тысячи лет и дожила почти до наших дней (может быть, она используется и сегодня в тех местах, где электронные средства связи не работают — в горах и пустынях, а физическое перемещение посланий в пространстве связано с большими физическими и материальными затратами). Для того, чтобы голубиная почта работала без сбоев, голубей специально оснащают и тренируют. А если требуется отправка множества посланий — голубям предоставляют голубятни на колесах.
Голубиная почта использовалась и для передачи личных посланий разного рода: деловых, любовных, семейных. Естественно, что почтовые голуби нуждались и в тренировке, и в размножении, и — соответственно — в месте жительства, то есть в домике, который получил название «голубятня».
Самое время перейти к художнику и его картине.
Абрахам Блумарт (1564−1651) — нидерландский художник, гравер, печатник, учитель многих «караваджистов» своего времени.
Одна из его картин — «Притча о зернах и плевелах» (Walters Museum of Art, Мериленд, США) — пейзаж с несколькими фигурами. Вот что сказано в комментарии музея к этой картине:
«Блумарт великолепно изображал природу, но он никогда не писал пейзажи как таковые, предпочитая вкладывать в них назидания.
В этой притче из Евангелия от Матфея, дьявол, которого можно узнать по его рогам и хвосту, сеет сорняки (плевелы) там, где была посеяна пшеница, в то время как ленивые крестьяне спят.
Христианство считает лень одним из семи смертных грехов, который человечество получило как результат первородного греха Адама и Евы, на что как бы намекают два голых тела.
Голубятня (скворечник для привлечения голубей или голубей, которые могут быть использованы в пищу, не прилагая усилий для их выращивания) была связана с морально ленивца, который выбирает легкий путь.
Козел, известный своей похотью, — намек на потворство своим желаниям, а павлин символизирует самолюбование".
В этой картине интересна не только притча, но и предмет, который занимает больше половины полотна: голубятня. Нет сколько-нибудь правдоподобного объяснения тому, что сделал художник. Может быть, когда-то его поразила идея построить нечто вроде домика, используя живые деревья? Может быть, голубятня для него была не только символом свободного полета, но и своего рода убежищем от окружающих? Может быть, он сам был голубятником? Может быть, он очень любил голубятину?
Вряд ли эта голубятня была пристанищем почтовых голубей, но сам факт, что голубятни существовали как таковые, говорит о том, что разведение голубей было не только занятием для лентяев.
Как пишут историки, голубиная почта была очень и очень распространена, она служила верой и правдой не только влюбленным и деловым людям, но и военным. В 1572—1573 годах при осаде Харлема (Нидерланды) почта помогла осажденным выстоять против испанцев: если бы осада была прорвана, городу грозило полное истребление. В 1574 году Лейден — опять-таки не без помощи голубей — тоже выдержал осаду испанцев.
Что касается выращивания голубей — не такое уж это простое и ленивое занятие. Масса забот: найти подходящую породу, выучить ее, научиться самому обращаться со своей стаей, научить голубей приманивать своих сородичей. А потом еще надо уметь воспользоваться трофеем: то ли продать, то ли обменять, то ли съесть. И при этом остаться вне подозрений. Наука!
Раньше (лет 50 назад) разводить голубей было несложно: желание и место для голубятни. Сегодня (например в России) надо получить разрешение властей, зарегистрировать бизнес — куча заморочек.
Смело можно сказать, что спящий на картине крестьянин был счастлив хотя бы тем, что ему не надо было платить за голубятню и голубей!