А понять несложно: «благого», хорошего рода. «Благородие» — официальное обращение к офицерам в царской армии. В общем, лица хорошего происхождения. Дворяне, знать, древность рода, гордость за предков и все дела. Привилегированные сословия… и вот здесь — стоп! А всегда ли дворяне были — привилегированными и в полной мере благородными?
Не всегда. Большую часть времени они имели серьезнейшие обязательства. И в прямом смысле вынуждены были отрабатывать свой хлеб. И название «дворяне» распространилось уже в середине 18 века. В Московской Руси те, кто позже стал дворянами, были «детьми боярскими». К собственно боярам они отношения не имели. Бояре — знать, старая родовая аристократия. Возможно, кое-кто из них ведет род еще со времени до-Рюриковичей. Например, есть вероятность, что к таким относятся Кучковичи, организаторы заговора против Андрея Боголюбского.
Это настоящая старая аристократия, родовая знать. «Верхушка» аристократии — Рюриковичи, Гедиминовичи — знатнейшие старорусские роды.
Землевладельцы. То есть имеющие землю в собственности, полностью ей распоряжающиеся. Если кого-то нам Руси можно назвать вассалами, то бояр. А… дворяне? То есть пока сыны боярские?
Они — помещики. Поместье, помещать. Условно говоря, «помещенные» на государев земельный участок. Это служилые люди, воины, служившие в основном за земельное жалованье. Получая за службу землю с крестьянами. Служишь — пользуешься, кормишься с нее; не служишь — земля возвращается в казну.
Впервые термин «помещик» известен с 14 в., из грамоты Ивана Калиты. В 15−16 в. помещики составляют основу московского войска. Собственно, военное дело — основная обязанность помещиков. В это время пользование поместьем строго привязано к службе. О владении речи еще нет, земля принадлежит государю. В пользовании скорее не у человека, а у рода, т.к. служба наследственная. Соответственно, и земля переходит к наследникам.
В середине 16−17 в. выходит ряд указов, регламентирующих и во многом ограничивающих права вотчинников. В частности, ограничивались права наследования правнуками (при отсутствии других родственников вотчина поступала в казну); регламентировались права наследования женами и дочерьми (бездетная жена не наследовала вотчинную землю, получая четверть приобретенных земель и движимого имущества) и пр.
Права помещиков, наоборот, приближались к правам вотчинников: помещикам могли наследовать их жены и дочери (насколько я понял, при условии наличия у них детей!); в случае смерти помещиков их жены и дочери получали «пенсию» землей с крестьянами; могли передавать права на землю родственникам-мужчинам, вместе с обязательством служить и содержать этих самых дочерей и жен. Но служить помещики были обязаны!
Началась же регламентация с ограничения земельных прав церкви.
Постепенно дворянство становилось сильнее и влиятельнее. При Петре I вводятся понятия: «имение» — вместо поместья или вотчины; «шляхетство» — вместо прежних служилых людей, детей боярских и пр. Понятие «дворянин» давно используется, но еще не престижно. Указ Петра I о единонаследии окончательно ликвидирует разницу поместья и вотчины, регламентируя наследование поместья потомками. Земля закрепляется за родом, становясь неотчуждаемой и неделимой. То есть дворяне стали собственниками земли, но еще не могли ею полностью распоряжаться. Указ отменен в 1730 г.
Но служба помещиков обязательна до середины 18 века! Причем со времени Петра I — не только военная, но и гражданская служба (хотя военная престижнее; на практике она давала больше возможностей и льгот). Владение имением, как и раньше, направлено на материальное обеспечение служилого человека, давая государству возможность тратить меньше денег на его содержание. При Петре I выслужившие определенный срок дворяне могут приобретать земли. Не служившие — не могут!
До середины 18 века в России все служили на благо государства. По большому счету, все были закрепощены, жестко привязаны к сословным обязанностям. Действует знаменитая формула: дворяне служат, крестьяне работают, духовенство молится.
При Петре I один из братьев (если в семье их несколько) мог остаться для ведения хозяйства. Но ведь и это — служба. Хозяйственник, управляющий своим имением, обеспечивает остальным братьям возможность заниматься военной или гражданской службой. Имение все еще используется по прямому назначению: обеспечивать служащего дворянина.
Петр I регламентирует порядок службы: обязательно начинать рядовым. Именно это — причина позднейшей практики записи на службу с рождения, чтобы к совершеннолетию «дослужиться» до офицерских чинов.
При Петре I дворянство — еще полноценно служилое сословие. Но похоже, именно тогда начинается культурное расслоение общества.
Петр — первый царь, ездящий за границу! А вот идея посылать дворян учиться в Европу не нова, тем более — приглашение западных специалистов в Россию. Просто у Петра другие масштабы и темпы…
Разом активизируются контакты с Западом. Для дворян установлено обязательное образование. Дворянство массово европеизируется — поначалу неохотно. Затем процесс пошел, да так, что в войну с Наполеоном крестьяне нападали на своих — выглядящих «по-ненашему» и говорящих по-французски!
С начала 17 в. роль дворянства постепенно растет. Это нормально! Наверное, первое проявление самостоятельности, социальной активности — участие в Смуте. На обеих сторонах! Затем — избрание царя, новой династии. А с усилением центральной власти дворянство традиционно, как и в Европе, становится главной опорой правителя. Но его крепко держат в узде и эксплуатируют на благо государства.
Эпоха Петра I — апогей закрепощения дворянства. С 1730-х годов положение дворян облегчается. Эпоха дворцовых переворотов!
1730 — Анна Иоанновна по просьбе дворянства рвет кондиции; 1741 — дворянская гвардия возводит на трон Елизавету; гвардейский переворот в пользу Екатерины, не имеющей совсем уж никакого отношения к Романовым… Правление Екатерины II, апогей дворянства!
К этому шли постепенно.
1730−50 гг. — ряд указов в пользу дворянства: помещики сами собирают с крестьян налоги; ограничение срока службы, в 45 лет можно уйти в отставку; запрет всем кроме дворян владеть поместьями и крепостными; помещик получает право судить крепостных; может своей властью ссылать крестьян в Сибирь и пр.
Анна Иоанновна отменяет закон о единонаследии. Помещики становятся полноправными собственниками земли, полностью ею распоряжающимися.
Один из первых указов европейца Петра III (после подтвержденный Екатериной II) — о дворянской вольности. Чем он руководствовался? Не знаю. Одна из версий — зарабатывал популярность, ища опору в лице дворян в противовес почувствовавшей свою силу гвардии. И вероятно, рассчитывал развязать дворянам руки для занятий хозяйством, что поспособствует прогрессу. Земля при этом оставалась собственностью помещиков. Итог: страна получила полноценно привилегированный класс.
А еще дворянство освобождалось от телесных наказаний. То есть «белой костью» дворяне стали в середине 18 века, примерно в 2,5 раза дольше они были нормальным служилым сословием. Не наравне с крестьянами, конечно, но — занимали свою ячейку в государстве. К тому же крестьянин — трудился, дворянин — рисковал жизнью на войне. И крестьянство худо-бедно мирилось с «крепостью», в общем-то, осознавая её вынужденность.
Теперь… Не зря с указом о вольности дворян крестьянство ждало и отмены крепостного состояния. Логично: если дворянин не воюет, с какой стати его кормить?
Но о крепостном состоянии стоит поговорить отдельно. Эпоху Екатерины называют Золотым веком. Пожалуй, для дворянства.
Дворяне убивают Павла I, пытавшегося приструнить распустившееся и ставшее привилегированным сословие. Недовольны были очень многие, особенно столичные дворяне. И гвардия — в первую очередь. Ну надо же, император посмел вернуть телесные наказания! И смягчить эксплуатацию крепостных! Убили на этот раз императора более чем легитимного, рожденного и выросшего в России. Правда, и непосредственно убили императора люди более чем высокопоставленные! Не простые гвардейцы…
Пик дворянской вольницы — заговор 1825 г. Пик, он же конец. В первый раз император успел первым и не побоялся проявить силу. Второго раза не было.
Хотя привилегированным сословием дворяне остались, но в решения высшей власти уже вмешивались разве что косвенно. Так что хорошо бы нынешним потомкам «привилегированных», чересчур этим гордящимся, помнить не только своих благородных предков, но и историю своего сословия.