Корнелис Дюсарт, «Крупный выигрыш в лотерею». Полдень, яркое солнце, хотя и не жарко. Городская улица: видна мощная арка, за ней — острые крыши домов. В двери дома — женщина в радостном удивлении подняла руки, перед ней — длинноволосый ребенок наблюдает за происходящим.
Перед ними разыгрывается спектакль: трубач в широкополой шляпе с пером (довольно упитанный, не сосчитать подбородки) старательно выдувает сигнал «Внимание! Все ко мне!». Трубач послан какой-то солидной организацией: на трубе кисти и нечто вроде штандарта. На переднем плане — чайник и пакет с сургучной печатью в руках остробородого и остроносого персонажа в приплюснутом берете. Видимо, это посыльный. И предметы в его руках — для женщины.
Правее видны радостные маленькие человечки и лающий (не то от восторга, не то от злости) пес.
Подпись под картиной: «Доставка крупного выигрыша в лотерею». Логично предположить, что крупный выигрыш — не чайник. Чайник — часть выигрыша. А причина радости — в конверте. Скорее всего, там нет денег, там документ, свидетельствующий о выигрыше и позволяющий получить деньги, вероятнее всего, в управлении лотереи.
Зачем так много шума вокруг такого события? Это — рекламная акция, понуждающая население покупать лотерейные билеты в надежде на большой куш.
Кто это все организовал? Городские власти. Ко времени появления этой гравюры лотерея в привычном для нас виде была известна более двухсот лет. И появилась она благодаря семейству одного из великих художников прошлого Яна ван Эйка (1385−1441).
Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах, учился у своего старшего брата. К сорока годам достиг такого уровня мастерства, что стал придворным художником герцога Бургундского Филиппа III Доброго (добавим — и щедрого, он хорошо платил художнику за труды). Ян благодаря герцогу много путешествовал и очень много писал. Самое крупное его произведение — Гентский алтарь, над которым он трудился 10 лет: несколько ярусов, 24 картины, 258 фигур.
Э. Гомбрих в своей «Истории искусства» пишет о Ян ван Эйке: «По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку».
Вдова Яна ван Эйка, отмечая двадцать пятую годовщину со дня его смерти, организовала 24 февраля 1466 года лотерею, в которой мог участвовать каждый, купивший лотерейный билет. Весьма вероятно, что в лотерее были не только денежные выигрыши, но и вещевые (например, произведения художника).
Доход от лотереи был направлен на поддержку малоимущих горожан. («После 1466 года в Бельгии проводились всевозможные лотереи, благодаря которым были построены часовни, богадельни, водные каналы и портовые сооружения». Википедия.)
Лотерея была темой не для одного художника. На множестве картин и гравюр можно увидеть и розыгрыш, и очереди за получением результатов. Но Дюсарт донес до нас сценку (можно сказать — театрализованное представление) доставки домой большого выигрыша.