История нового фильма началась 10 лет назад, когда друзья уболтали режиссёра выбраться в горы, чтобы покататься на лыжах. Жене недолюбливал зиму, и горнолыжный опыт лишь укрепил его в этой неприязни. Жан-Пьер довольно быстро упал, ушибся и весь оставшийся вечер провёл в отеле с книжкой в руках. Этой книжкой оказался роман Себастьяна Жапризо под названием «Долгая воскресная помолвка». Жене сразу привлекло то, что сюжет романа был напрямую связан с событиями Первой мировой войны.
Жан-Пьер Жене:
«Меня всегда привлекала Первая мировая война. Не спрашивайте, почему это. Я не знаю. Когда я был подростком, то прочитал всё о Первой мировой. Всегда шучу, что у меня такое ощущение, будто я умер во время той войны. Почему нет? Я не верю в реинкарнацию, но кто знает!»
«Долгая помолвка» имела полудетективный сюжет, хотя здесь разыскивали не преступника или бриллианты, а простого юношу-солдата по имени Манек. Во время войны он с четырьмя другими солдатами был обвинён в «самостреле», и их приказали вывести за бруствер — прямо под вражеские пули. Долгое время эта пятёрка считается погибшей, однако невеста Манека — Матильда — не смиряется с гибелью жениха и, ухватившись за тоненькую ниточку, пытается его отыскать. То, что девушка — инвалид, прикованный к коляске, лишь усиливает восхищение её силой духа, упорством и целеустремлённостью. В общем, почти по Симонову: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…»
Книга произвела на Жене столь сильное впечатление, что он только ждал подходящего момента. Поначалу режиссёр видел в роли главной героини актрису Жюльет Бинош, однако спустя 10 лет она уже не подходила по возрасту. В результате, Жене далеко ходить не стал и избрал на роль Матильды Одри Тоту, только что сыгравшую Амели.
Многие посчитали подобный выбор предсказуемым и коммерческим. Однако сам режиссёр говорил, что увидел в Тоту Матильду ещё во время съёмок «Амели», и если бы актриса отказалась от этой роли, он вообще бы не стал снимать «Помолвку». Восходящей кинозвезде отказываться было грех, и неофициальным слоганом фильма тут же стало «Амели идёт на войну!»…
Жене выбил под съёмки огромный бюджет — в 46 млн евро (говорят, «Долгая помолвка» тут же стала самым дорогим французским фильмом). Теперь было где развернуться в плане дорогостоящих компьютерных эффектов (например, воссоздания Парижа таким, каким он был в начале ХХ века, или сцены со взорвавшимся дирижаблем) и масштабных натурных съёмок (Жене полностью воссоздал поле боя Первой мировой). Однако самой сложной (в эмоциональном плане) сценой режиссёр считал финал фильма — момент долгожданной встречи Матильды с Манеком.
Жан-Пьер Жене:
«Каждый раз, когда я читал эту книгу — только Бог знает, сколько раз я читал и перечитывал её — каждый раз в конце я плакал. И перед съёмками я сказал себе: «Я обязательно должен показать эти переживания. Если я испорчу окончание, я испорчу весь фильм. Если зрители останутся равнодушны, это будет означать, что я не справился».
Жене всегда считал, что у режиссёра должен быть собственный узнаваемый почерк. Не изменил он себе и на этот раз, использовав все любимые «фишки» — многомерный закрученный сюжет, внимание к деталям, лёгкую иронию и специфическую визуальную эстетику. Жене даже сделал своеобразный реверанс в сторону фильма Тарковского «Зеркало», процитировав сцену с тревожным ветром, проносящимся над морем колосьев.
Из интервью с Жене:
«- «Долгая помолвка» — пожалуй, одна из самых жестоких картин о Первой мировой. Но всё-таки кровавые, боевые сцены в вашей ленте эстетически идеальны. Нет ли в этом противоречия: война — и вдруг красива?
— С одной стороны, я стремился к этому. Но с другой… По моему мнению, Первая мировая война скорее «графична», нежели эстетична. Когда мы видим фотографии той поры, обратите внимание, что там присутствует некая графика, некая стройность линий, «конспективность», если хотите".
Так как сюжет романа строился в основном на письмах, сценарий пришлось несколько изменить — для большей зрелищности и динамичности. В фильме Матильда может ходить, хотя и сильно хромает (в инвалидную коляску она садится лишь один раз, чтобы похитить нужные документы).
Кроме Тоту в фильме была задействована целая плеяда французских актёров — Доминик Пиньон, Гаспар Ульель, Марион Котийяр и др. Однако самой большой неожиданностью стало участие в «Помолвке» американской кинозвезды Джоди Фостер, которая давно мечтала сыграть во франкоязычном кино.
Жан-Пьер Жене:
«Дело в том, что у Джоди очень хороший французский — абсолютно нет акцента. Она учила язык во французской школе в Лос-Анджелесе. И всегда безумно хотела играть на французском. Сначала я предложил ей небольшой эпизод, но она попросила роль побольше. Я не посмел отказать».
«Долгая помолвка» вышла в прокат в 2004 году. Правда, фильм не произвёл того фурора, что «Амели». Кое-кто из моих знакомых посчитали «Помолвку» хотя и блестящей, но несколько скучноватой. Как по мне, это лишь неизбежное следствие известного эффекта восприятия, когда все работы творца рассматривают через призму его самого популярного хита.
Впрочем, если отвлечься от сравнений, фильм вышел более чем успешным — получил пять премий «Сезар» и имел две номинации на «Оскар». Но был и громкий скандал. Дело в том, что фильм вышел на деньги и под маркой американской компании «Warner Brothers». Хотя почти весь съёмочный коллектив был французским, данный факт сочли «предательством», и суд лишил «Долгую помолвку» статуса «французского национального фильма». Не думаю, что от этого решения фильм стал менее французским…
Ну, а о двух последних полнометражных фильмах Жене я расскажу в последней статье цикла.