В 1992 году — после выхода третьей части — казалось, что тема «Чужого» закрыта навсегда. Во-первых, там безоговорочно погибла главная героиня франшизы — лейтенант Рипли. Она упала в расплавленный металл, героически унося с собой поселившегося в ней монстра. Во-вторых, фильм провалился в американском прокате…
Создатели саги про Чужих — Дэвид Гиллер и Уолтер Хилл — даже в страшном сне не могли представить, что над трупами Рипли и Чужого проведут очередной обряд воскрешения, в прямом и переносном смысле.
Однако продюсеры «20th Century Fox» решили, что благодатная тема ещё своё не «отработала». К тому же им сильно понравился сценарий, написанный Джоссом Уидоном. Даже исполнительница роли Рипли — Сигурни Уивер, которая до этого открещивалась от участия в каких-либо продолжениях «Чужого», неожиданно сценарием заинтересовалась и дала своё согласие на съёмки.
Продюсеры так обрадовались, что пошли на всевозможные уступки актрисе (ведь без Рипли «Чужой» выглядел бы неполноценной подделкой). Например, согласились зачислить её в со-продюсеры, а также выплатить гонорар в 11 млн. долларов (что соизмеримо со ВСЕМ бюджетом первой части франшизы, снятой в 1979 г.). Кроме того, Сигурни попросила одеть Рипли в костюм, первоначально пошитый для героини Ким Флауэрс.
Итак, сага вновь обрела продолжение. Лейтенанта Рипли клонировали заодно с поселившимся в ней Чужим. Хотя монстра из тела извлекли, оказалось, что «новая» Рипли переняла многие черты хищника (вплоть до кислотной крови). В свою очередь, выяснится, что матка Чужого тоже хапнула человеческих генов, что в итоге приведёт к появлению на свет человекообразного детёныша.
В общем, оставалась только задача найти для фильма режиссёра — причём такого, который придаст франшизе новое измерение. Вот тут-то продюсеры и вспомнили об авторе фантасмагории «Город потерянных детей». Жутковатая эстетика этого фильма и умение режиссёра работать с декорациями и новыми технологиями убедили американских продюсеров остановить свой выбор на Жане-Пьере Жене.
Поначалу французского режиссёра это предложение изрядно удивило, но продюсеры подкупили его обещанием полной творческой свободы…
Жан-Пьер Жене:
«Они хотели нового «Чужого» и наняли меня, чтобы я принёс свои собственные идеи, и они согласились на всё. …В то время для меня это был невероятный шанс — сделать фильм в Голливуде. Я не мог сказать «нет».
Режиссёр тут же воспользовался выданным карт-бланшем и привёз из Франции своих давних соратников — в том числе оператора Дариуса Хонджи. Кроме того, к голливудским «звёздам», вроде Сигурни Уивер и Вайноны Райдер, он добавил двух своих актёров, снимавшихся ещё в «Городе потерянных детей» — Доминика Пиньона и Рона Перлмана. Перлман был особенно доволен — теперь он снимался в родной языковой среде. А вот Жене английского, напротив, не понимал…
Обилие слишком колоритных типажей не очень нравилось сценаристу. Например, он жалел, что не смог привлечь на роль доктора Рэна актёра Билла Мюррея (Уидону очень хотелось, чтобы Уивер и Мюррей снова засветились вместе, как во времена знаменитых «Охотников за привидениями»).
Джосс Уидон:
«Подбор актеров должен соответствовать истории. Это и есть история. Я придумал двух персонажей „Воскрешения“, и суть была в том, что изначально было совершенно неясно, какие изменения с ними произойдут. Один из них должен был сойти с ума. И кого они берут на эту роль? Брэда Дурифа. И никакого сюжетного поворота уже нет. Брэд первоклассный актер, но ведь он буквально сросся с образами безумцев. Затем они пригласили Дж. Э. Фримена на роль негодяя, а его герой тоже должен был быть темной лошадкой. Опять же, никакого сюрприза».
Если в творчестве Жене никто не ограничивал, то в экономических вопросах студия проявила неожиданное скопидомство. Режиссёру постоянно урезали бюджет, в результате чего фильм лишился нескольких замечательных сцен — вроде кадров с комаром, который пьёт кровь Рипли, после чего его разъедает изнутри. Особенно сильно «экономия» сказалась на концовке фильма.
В первоначальном замысле экипаж «Бетти» (к слову, корабль назван в честь секс-звезды 1950-х Бетти Пейдж) приземлялся на Землю — конкретно в районе Парижа, который напоминал мусорную свалку. И только тогда на Божий свет появлялся человекообразный Чужой, до этого прятавшийся на корабле. После того как монстра убивают с помощью электромагнита (он выпил синтетической «крови» андроида) и мусороизмельчителя, оставшиеся в живых задумываются, что делать дальше (кое-кто даже предлагает идти на восток — «к советским»). И уже после этого Рипли произносит свою финальную фразу: «Я и сама чужая в этом мире».
Так или иначе, такой эпилог сочли слишком дорогостоящим, в результате чего Чужого убили ещё во время полёта. Причём он погиб смертью, первоначально уготованной для генерала Переса — был высосан в открытый космос через дыру в иллюминаторе.
Неизвестно, были ли у Жене какие-либо предчувствия, но он начал съёмки фильма с самой сложной и дорогостоящей подводной сцены. Он даже решил, что если всё пойдёт удачно — продолжит работу над проектом, если же нет — вернётся в Париж.
Всё удалось, хотя подводную сцену снимали почти месяц. Сначала долго не могли найти свободный павильон, затем неделю заполняли резервуар водой и выставляли освещение. Вода оказалась настолько прозрачной, что в неё пришлось добавлять молоко, чтобы свет не рассеивался. Кроме того, не все актёры оказались опытными пловцами (Ванона Райдер, которая в детстве чуть не утонула, воды вообще боялась панически). Поэтому на съёмках постоянно присутствовали аквалангисты с масками для кислорода.
Жан-Пьер Жене:
«Была подводная сцена, за Пиньоном следил водолаз. И тут он вдруг решил всплыть и пойти пописать. И Пиньон чуть не задохнулся».
В итоге подводная сцена действительно вышла одной из самых красивых и напряжённых во всём фильме, хотя и заняла по продолжительности что-то около 5 минут.
После этого остальные съёмки уже казались не столь сложными. Некоторые трюки актёры исполнили сами. Взять, например, Рона Перлмана, который стрелял вниз головой, зацепившись за лестницу одними ногами. Или блестящий бросок Сигурни Уивер, когда она на приличном расстоянии да из-за спины метко попадает баскетбольным мячом в корзину. Да-да, здесь не было никакого монтажа. Актриса две недели тренировалась и на съёмках попала с первого дубля. Она до сих пор считает этот момент лучшим в своей жизни — после свадьбы и рождения дочери, конечно…
Как по мне, фильм удался на славу — он вышел увлекательным, зрелищным, динамичным и даже психологичным (борьба человеческого и «чужого» начал в клонированной Рипли). Известно, что одной из причин, заставивших Уивер сняться в 4-й части, была драматичная сцена, где её героиня уничтожает своих «сестёр» — неудавшихся клонов. Любопытно и то, что будучи уже в довольно зрелом возрасте, актриса выглядела чуть ли не более эффектно, чем во всех предыдущих частях…
Однако критики и большинство старых поклонников франшизы назвали «Чужой: Воскрешение» самой слабой частью франшизы. Вскоре к возмущённым голосам добавился даже голос Джосса Уидона, утверждающего, что Жене исказил его сценарий. Самое смешное, что фильм ругали именно за то, что, по моему мнению, и придавало ему очарование — за изрядную долю гротеска и элементы чёрной комедии. По этой же причине четвёртого «Чужого» лучше смотреть в переводе Дмитрия Пучкова (Гоблина), иначе многие шутки просто потускнеют…
Из фильма:
«- Пьёте? (предлагая выпить).
— Постоянно».
«- Я ведь чуть не тр. ул этого робота!
— Да-а, можно подумать, что ты роботов никогда не тр… л».
Жан-Пьер Жене:
«Для меня юмор — средство выживания. Поэтому у меня даже „Чужой“ получился забавным, хотя замысел был иным».
В США фильм опять провалился, но два раза отбился в мировом прокате. А Жене, хотя и вынес богатый голливудский опыт, устал от блокбастеров. Он вернулся во Францию и решил снять очень личное кино — как бы для себя… Однако вышло несколько пошире.
В следующей части цикла читайте об истории фильма «Амели».