Тут надо отметить, что начинал наш герой с т.н. «арт-хауса» — жанра специфического, который нередко скрывает под маской «интеллектуальной загадочности» неумение создать связный сюжет или рассказать интересную историю. Собственно, Жене — один из тех, кто умеет превратить интровертное авторское кино в увлекательное зрелище — одновременно изысканное и человечное.
Сам Жене (р.
В 1974 году в его жизни произошла судьбоносная встреча. На фестивале анимационных фильмов (кстати, Жене большой поклонник нашего Юрия Норштейна) он знакомится с рисовальщиком комиксов Марком Каро. Юноши сразу нашли друг в друге единомышленников — их объединяла страсть к мультипликации и эстетике гротеска. Долгое время тандем выпускал лишь короткометражные мультики и фильмы. На более масштабные проекты этим многообещающим, но специфическим, режиссёрам денег давать опасались.
Всё изменилось в 1990 году, когда нашим героям всё-таки удалось снять свою первую полнометражку под названием «Деликатесы»…
Жан-Пьер Жене:
«Я написал вместе с Марком Каро две или три версии сценария, но отснять этот фильм в виде привычной нам короткометражной ленты было слишком дорогим удовольствием».
С этим фильмом я познакомился совершенно случайно — буквально наткнулся на него, переключая телевизионные каналы. Моё внимание привлекла необычная и смешная киносцена. Та самая, где пара в многоквартирном доме занимается сексом, а все остальные жильцы начинают подчиняться любовному ритму (виолончелистка всё яростнее терзает струну, мужчина всё быстрее стучит молотком
Замысел «Деликатесов», кстати, тоже зародился, благодаря соседям Жене по дому.
Жан-Пьер Жене:
«У меня была квартира. Прямо под моей спальней находилась лавка мясника. Каждое утро в 7 часов раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала мне: «Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придет наша очередь». Я подумал: «Вот! Отличная идея!»
Если кратко пересказать сюжет «Деликатесов», то он покажется крайне абсурдным и мрачным. В некоем постапокалиптическом деградировавшем будущем еда заменяет деньги. Поэтому мясник (а по совместительству и хозяин большого дома) заманивает к себе работников и со временем пускает их на фарш, который… продаёт своим арендаторам. Негласная «гармония» этого мирка нарушается с прибытием Люисьона — бывшего циркового клоуна, а теперь безработного. Постепенно новичку удаётся своей харизмой завоевать сердца не только многих жильцов-людоедов, но и самой дочки мясника…
Несмотря на мрачность сюжета, фильм получился лёгким, остроумным и совсем не страшным. Разве что «странным», но это слово по отношению к творчеству Жене мне придётся употреблять ещё не раз. Даже цветовая гамма, которую режиссёр тщательно корректирует в каждом своём фильме, была непривычно «тёплой» и мягкой для жанра страшилки.
Жан-Пьер Жене:
«Мы с Каро хотели смешать различные культуры. Нам нравится старые ретро-работы французских фотографов, и мы хотели приблизить картину к ним, но добавить цвет».
В «Деликатесах» в полной мере проявились и другие «фишки» режиссёров: внимание к деталям, продуманные и необычные костюмы, чудные и колоритные персонажи, по каждому из которых где-то плачет психоаналитик… Взять хотя бы старика, живущего в затопленном подвале, полном улиток. Или неудачливую самоубийцу, которой никак не удаётся свести счёты с жизнью.
Ну, и, конечно, не обошлось без любимого Жене трюкачества (недаром главный герой — клоун). Достаточно вспомнить, как проверка пружин кровати тут же превращается в забавный танец. Или сцену, где клоун веселит детей, проделывая фокусы с мыльными пузырями. Надо отметить, что исполнитель роли — Доминик Пиньон — циркачом отнюдь не был и все эти трюки старательно разучивал.
Жан-Пьер Жене:
«В день, когда мы снимали эту сцену, было очень жарко, потому что нашему оператору Дариусу Хонджи было нужно много цвета. У нас ничего не получалось, поэтому пришлось расставить на площадке множество вентиляторов с огромными кусками льда, чтобы хоть немного охладить воздух. Нам удалось начать съемки лишь к концу дня, и этот эпизод мы сняли за 35 минут».
Вписаться в бюджет режиссёрам удалось благодаря тому, что почти всё действие фильма происходит в одном доме, да ещё — в канализации, где скрываются… мятежники-вегетарианцы. Это позволило провести все съёмки, не покидая студийных павильонов.
Повторюсь: фильм вышел странным, уши «арт-хауса» торчали в нём отовсюду. Однако, на удивление, зрители приняли его благосклонно, не говоря уже о кинообщественности. «Деликатесы» получили аж 4 премии французской кинопремии «Сезар»: за лучший сценарий, лучшего художника, лучший монтаж и лучший дебют.
Теперь Жене и Каро могли замахнуться на более масштабный и дорогостоящий проект, который вынашивали около 10 лет…
Но о нём — в следующей статье…