Испокон веков бортничество было важным и почетным промыслом. Знания передавалась по наследству от отца к сыну. Мёд был важным и дорогим товаром, который вывозили на экспорт. Но в старые времена добыть мёд означало уничтожить пчел. На смену «дикому» пчеловодству пришли бортевое и колодное. Но прорыв в этой сфере хозяйства был сделан только после широкого распространения рамочного улья.
В молодости, после окончания Киево-Могилянской Академии, Прокопович поступил на военную службу. Однако в возрасте 23 лет, чувствуя физическое недомогание, он привел в гневное состояние своего отца тем, что подал в отставку. Петр поселился в селе Митченки Черниговской губернии и начал заниматься пчеловодством. Но первые его шаги в новом занятии сопровождались неудачами. В 1802 году пожар практически полностью уничтожил его пасеку, остался лишь один улей. Пришлось все начинать с нуля. Пётр Иванович снова взялся за дело, жил в землянке, тяжело работал, чтобы обеспечить свое существование. И через некоторое время дела наладились.
Наблюдая за работой Прокоповича, современники часто называли его волшебником, а его работу на пасеке — чародейством. Его никогда не интересовала прибыль. Главной целью его жизни было изучение жизни пчел и создание новых методов работы. Он думал над тем, как получать мёд, не уничтожая при этом пчел. Пчеловод проводил много разных экспериментов и говорил, что его главный учитель — природа.
Он ежедневно вел дневник, куда записывал свои наблюдения. О пчелах он писал так: «Им не свойственна лень. Ничегонеделание для них противоестественно, поэтому пчеловод должен загружать их работой». Было подсчитано, что для того, чтобы собрать одну каплю меда, пчела должна облететь шесть тысяч цветов. Он заметил, что у пчёл есть даже свой особый «язык» общения. Обычное, как нам кажется, жужжание, имеет много звуковых оттенков.
Свои усилия Прокопович направил на разработку улья, который бы кардинально отличался от предыдущих бортей. Свое открытие он сделал в ночь на 1 января 1814 года. Ему случайно пришла в голову идея, что в улье надо было использовать рамку. Это дало возможность сохранять жизнь крылатым труженицам. Он впервые получил чистый сотовый мёд в рамках без пыльцы и расплода, сохранив при этом жизнь насекомых. О своем изобретении он написал во многие издания. Вскоре о нем заговорили и в Санкт-Петербурге. Император Николай І решил посетить имение Прокоповича и очень высоко оценил работу пчеловода. После этого самый лучший мёд доставляли в императорский дворец.
Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве. Поскольку изобретение не было запатентовано, то на первенство также претендовали западные пчеловоды, например, Ян Джержон (1838), Август фон Берлепш (1852). Американский пчеловод Лангстрот запатентовал свой разборный рамочный улей в 1851 году.
Прокопович никогда не жалел личных средств на развитие пчеловодства. Вскоре его пасека стала самой большой в мире и насчитывала около 10 тысяч пчёлосемей. Но вот опять пришла угроза. Через несколько лет начали строить железную дорогу Москва-Киев, и железнодорожные пути должны были проходить через его село. Пчеловод написал письмо императору с просьбой изменить проект, потому что железная дорога могла плохо повлиять на пасеку. В письме он указывал, что все расходы, связанные с переработкой проекта, он возьмет на себя. Просьба была удовлетворена, и проект изменен.
Обычно великие мастера хранят в тайне свои знания и разработки, а Прокопович говорил: «Я не утаю от вас ни одного своего знания». У него возникла идея создать школу пчеловодства, но на ее реализацию не было средств. Он написал прошение к императору Николаю І с просьбой выделить деньги в обмен на мёд и воск. Предложение было выгодным.
Школа, открытая в 1828 году, стала первой в Европе школой пчеловодов. Желающих было настолько много, что из домашней школы она переросла в большое учебное заведение, которое просуществовало 53 года. За это время оттуда вышло несколько сотен квалифицированных специалистов. Учиться мог любой желающий. На учёбу приезжали ученики и из других стран — Грузии, Польши, Венгрии, Италии, Германии.
…Сейчас в селе Митченки Черниговской области ничего не напоминает об огромной былой пасеке. Здание школы было разобрано на дрова, в бывшем доме пчеловода сейчас живут новые хозяева. Иногда к ним приезжают потомки Прокоповича.
Если ехать машиной по трассе Москва-Киев, то недалеко от Батурина сразу за селом Пальчики есть указатель к могиле пасечника Петра Ивановича Прокоповича. Проезжая мимо, можно вспомнить человека, который превратил пчеловодство из народного промысла в науку. Он создал не только рамочный улей, но и современную рациональную систему пчеловодства. Его разработки стали основой для дальнейшего развития этой сферы сельского хозяйства.