«Hold Me Thrill Me Kiss Me Kill Me» (1995)Реклама
Первой ласточкой перемен стала песня с игривым названием «Hold Me Thrill Me Kiss Me Kill Me» («Обними меня, возбуди меня, поцелуй меня, убей меня»). Однажды Боно позвонили продюсеры фильма «Бэтмен навсегда» и предложили U2 поучаствовать в создании саундтрека. Поначалу лидер группы от предложения отказался — мол, и профиль не совсем наш, и Эдж сейчас за границей…
Довольно быстро Боно понял, что погорячился. Особенно, когда откопал в творческих закромах подходящую мелодию (её придумали ещё в период работы над альбомом «Zooropa» 1993 г., но так и не довели до ума). А тут ещё вернулся Эдж, который сразу же поддержал затею с саундтреком.
Эдж:
«Я полагал, что для нас будет полезным поучаствовать в чём-то таком, несерьёзном, просто записать трек в своё удовольствие. Поэтому мы дали этой песне зелёный свет».
Надо сказать, что музыканты уже давно ощущали, что их группа слишком «забронзовела» и превратилась в этакого пафосного «рок-динозавра». Особенно напрягало это Боно, которого пресса объявила чуть ли не святым за его социально-благотворительные акции. Чтобы «нимб» окончательно не прирос голове, певец придумал для себя специфический образ Человека-Мухи (The Fly) — некую «тёмную сторону» Боно — и в полную мощь реализовал его в клипе на «Hold Me Thrill Me…».
Видео к песне представляло собой микс из кадров фильма и анимации, изображающей участников U2 как… антагонистов и противников Бэтмена. В клипе можно увидеть газету, где написано: «Боно, Боно, Боно. Такой праведный! Такой честный!» После чего нарисованный Боно буквально срывает с себя нимб, нимб превращается в чёрные очки, а певец — в Человека-Муху. В конце клипа группе покорно подыгрывает на виолончелях целый оркестр Бэтменов.
Что касается самой песни, то она звучала тяжело и альтернативно. А слушая дребезжащий фальцет Боно, мне иногда кажется, что это поёт современная инкарнация Марка Болана.
«Please» (1997)
Моё отношение к творчеству U2 всегда было специфическим. Поэтому одной из самых удачных работ группы я считаю альбом «Pop» 1997 года. Здесь U2 продолжили рушить сложившиеся стереотипы и с головой погрузились в модные танцевальные техно-ритмы. Чего стоит только трек с вызывающим названием «Disсoteque» («Дискотека»).
Для программирования электронных ударных музыканты привлекли ди-джея Howie B, да и многие песни написали, отталкиваясь именно от ритма.
Именно так была создана композиция «Please» («Пожалуйста» или «Прошу»), в которую Боно по обыкновению заложил несколько смысловых слоёв. Поначалу кажется, что это очередной жестокий романс, череда упрёков, обращённая к женщине.
Ведь ты бы никогда не познала любви,
Если бы не перешла границы безгрешности.
И ты бы никогда не почувствовала себя желанной,
Если бы кто-то не ударил тебя по лицу.
И ты бы никогда не ощутила себя живой,
Если бы едва не растратила себя.
Ты должна была победить,
Ты не могла просто уйти.
Самая смышленая штучка,
Лучшая в классе.
Твои реющие знамена,
Твое семейное древо
И все твои уроки истории…
Прошу… прошу… прошу…
Встань с колен сейчас же
Прошу… прошу… прошу…
Прекрати…
Ведь любовь велика
И любовь сильна,
Но любовь не то,
Что ты думаешь…
На самом деле песня была обращена к… Ирландии. Точнее, к тем представителям ирландского среднего класса, которые поддерживают терроризм ИРА и, по словам Боно, считают, что «идеи более ценны, чем люди». Об этом свидетельствовала и издевательская обложка сингла, где четыре североирландских политика (Джерри Адамс, Дэвид Тримбл, Иан Пейсли и Джон Хьюм) изображены в духе поп-арта Энди Уорхолла.
Своё новое измерение песня приобрела благодаря клипу Антона Корбайна — этому настоящему маленькому шедевру. Видео начинается с чёрно-белых кадров, где реальность вывернута наизнанку. Нищий старик выпрашивает милостыню, стоя в полный рост. В то время как остальные люди — от скинхедов до Папы Римского — передвигаются мимо него на коленях. Однако в середине клипа, когда драматизм музыки нарастает, всё приходит в «норму» — старик падает на колени, а окружающие люди снова равнодушно возвышаются над несчастным…
Сам Боно называл «Please» самой тяжёлой и злобной песней альбома «Pop».
Хотя на альбоме хватало других замечательных композиций («Do You Feel Loved», «Staring At The Sun», «Wake Up Dead Man»), многие старые фэны U2 были недовольны «новаторством» группы. Что, впрочем, не помешало диску очередной раз возглавить хит-парады США и Британии.
«Beautiful Day» (2000)
Озадаченные критикой альбома «Pop», U2 решили не спешить с выпуском нового. Музыканты поставили сами себе условие: альбом выйдет лишь тогда, когда глава лейбла «Island Records» — Джимми Айовин — не скажет, что они написали настоящий крепкий хит.
В 2000 году такой хит появился. На его написание повлияло участие Боно в движении «Юбилей 2000». Это движение ставило целью призвать политиков простить долги бедным странам с началом нового тысячелетия. Ясное дело, что никто ничего прощать не стал.
Зато родилась вдохновляющая оптимистичная песня под названием «Beautiful Day» («Прекрасный день»). Как говорил Боно, она о «человеке, который потерял всё, но находит радость в том, что он до сих пор есть». Сама строчка «Это прекрасный день» выскочила у Боно внезапно — во время импровизации. Но она так здорово прозвучала в контексте музыки, что её решили сделать рефреном.
Эдж:
«Песня прошла через всевозможные воплощения, хотя мы всегда чувствовали, что у неё было что-то, что было отчасти трудно понять. Действительно, наиболее захватывающий момент получился, когда Боно добавил слова „It's a beautiful day“. Это кажется до некоторой степени таким банальным видом лирики, но в сочетании с музыкой произошло что-то дикое, и мы все признали это».
Это прекрасный день, небеса падают.
А ты чувствуешь, что это прекрасный день,
Это прекрасный день.
Не позволяй ему ускользнуть…
Песня стала одним из первых крупных релизов, который можно было официально и бесплатно скачать из Интернета ещё до выхода сингла. Сам сингл получил «Грэмми», стал № 1 в Британии и № 5 в США. А позже даже играл роль неофициального гимна избирательной компании Барака Обамы, с которым американцы связывали надежды на позитивные перемены.