О каком Кровавом Воскресенье поют U2 в песне «Sunday Bloody Sunday»?

Реклама
Грандмастер

U2 давно уже не просто рок-группа из Ирландии, а настоящий символ борьбы «за всё хорошее против всего плохого». Её лидер Боно — один из последних романтиков, влюблённых в идеалы демократии столь же искренне и страстно, как первые большевики — в коммунизм. Он и группа уже давно являются завсегдатаями самых разных благотворительных и социальных акций — начиная от сбора средств голодающим Эфиопии и заканчивая защитой пресловутого Химкинского леса…

Однако, к чести группы, борьба за права «униженных и оскорблённых» не затмевает собой музыку — до сих пор качественную и успешную. Более того, U2, по сути, «прорубили окно» в мир для прочих ирландских рок-исполнителей — от Шинед О’коннор до THE CRANBERRIES. Поэтому и рассказывать я буду, прежде всего, о песнях — самых успешных, известных и удачных…

Да простят меня фанаты группы, но самой лучшей песней U2 я до сих пор считаю ту, которую первой и услышал. Речь идёт о первом треке с альбома «War» (1983) — «Sunday Bloody Sunday» («Воскресенье Кровавое Воскресенье»).

Реклама

Эта песня начинает будоражить нервы уже одним барабанным вступлением. Этот ритмический рисунок, специально сыгранный Ларри Малленом на лестнице дублинской студии (для нужного эффекта эха), я ставлю в один ряд с барабанной партией LED ZEPPELIN в «When The Levee Breaks».

А уже в партию Маллена, как патроны в обойму, эффектно ложились и тревожные гитарные переборы Эджа, и ирландские звуки скрипки (на ней сыграл приглашённый музыкант Стив Уикхем), и эмоциональный вокал Боно, выводящий:

Я не могу поверить в то, что слышу по новостям,
Я не могу закрыть глаза и прогнать это от себя…

Нетрудно догадаться, что речь в песне шла про очередное противостояние между ирландцами и англичанами. А боевой ритм и социальный настрой песни отсылали нас к хиту «London Calling» группы THE CLASH.

Реклама

Боно:
«У меня нет сомнений, что „Sunday Bloody Sunday“ не была бы (и не могла быть) написана, если бы не THE CLASH».

Если в истории России известно только одно «Кровавое Воскресенье», то Ирландия пережила их несколько.

Например, воскресенье 1921 года. Незадолго перед этим активисты ИРА (Ирландской Республиканской Армии) разоблачили нескольких английских секретных агентов, да и укокошили их — одного за другим. Возмездие не замедлило себя ждать, и 21 ноября войска Великобритания устроили бойню в Дублине. Во время футбольного матча отряд Регулярной Королевской Полиции взял да и открыл огонь по ирландцам, убив 12 человек и ранив 60…

30 января 1972 года «Кровавое Воскресенье» повторилось. Теперь английские солдаты стреляли в безоружных демонстрантов, вышедших на акцию защиты гражданских прав Северной Ирландии. Хотя солдаты и говорили, что были вынуждены сделать это в целях самозащиты, пятеро из тринадцати убитых были застрелены в спину. Кроме того, в числе погибших оказались шестеро подростков и один священник.

Реклама

Собственно, именно это событие и оказало решающую роль на тематику песни (и особенно на сопровождающий клип, где воспроизведены события жестокого расстрела).

Однако не стоит воспринимать композицию U2 столь прямолинейно. Первоначальная идея и мелодическая основа песни принадлежала не Боно, а Эджу. Также Эджу показалось символичным провести параллель между Пасхальным Воскресеньем и непрекращающейся кровавой войной в Ирландии, где в течение нескольких веков христиане-протестанты и христиане-католики безжалостно убивают друг друга.

Эдж:
«Боно был в отъезде. Вроде у него был медовый месяц. Я сочинил мелодию, набросал текст и потом показал это парням. Белфаст находится всего в пятидесяти милях от Дублина, и я много читал о происходящем там в газетах, видел по телевизору. Не помню точно, какой из инцидентов заставил меня написать песню. Я жил тогда в маленьком домике на берегу моря, и внезапно в голове появился мотив. В тот момент я понял, что песня должна быть именно о Северной Ирландии. Боно, как только вернулся, дописал слова до конца».

Реклама

Кстати, первоначально песня начиналась несколько иначе: «Don't talk to me about the rights of IRA» («Не говорите мне о правах ИРА»). Что указывало на то, что Боно вовсе не питал тёплых чувств к террористическим методам этой организации. Он же настаивал на том, что песня ни в коем случае не является призывом к очередному бунту.

Боно:
«Вовсе это не мятежная песня. То, что я хотел этим выразить — это: вот оно, в крупном плане. Я сыт по горло. Сколько это будет продолжаться? Это просто утверждение. Песня даже не указывает на то, что может дать ответ».

Чтобы не принимать никаких сторон, Боно изменил вступление песни. Правда, теперь многие посчитали, что она направлена против Великобритании. Пришлось Боно во время исполнения «Sunday Bloody Sunday» выходить на сцену с белым флагом…

Реклама

Боно:
«Я — республиканец, но я не являюсь никаким фанатичным локальным патриотом. Мы использовали белый флаг на сцене для того, чтобы избежать зеленое-бело-оранжевого и звездно-полосатого полотнища. Я опасаюсь границ и боюсь, когда люди говорят, они готовы умирать и защищать свою границу. Я не против объединенной Ирландии, но я не верю, что можно навязать кому-то свою точку зрения, приставив к голове оружие».

К сожалению, песня надолго осталась актуальной. 8 ноября 1987 года, прямо во время концерта, группа узнала о террористическом акте ИРА, совершённом на военном Мемориале в поминальный день. Взрыв бомбы унёс жизни 13 человек. В тот же день «Sunday Bloody Sunday» прозвучала особенно гневно…

Реклама

Боно:
«Это было ультимативное исполнение песни. Почти, как если бы в тот день песня родилась заново и зазвучала так, как никогда прежде».

Продолжение следует…

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Реклама