Но, оказывается, был один случай. И сравнительно недавно, в XIX веке. Думаю, все слышали о любви английского принца Эдуарда, который пробыл королем Эдуардом VIII меньше года, а потом отрекся от престола, и простой женщины Уоллис Симпсон. Следует начать с самого начала, чтобы стали понятны мотивы поступка наследника короны и сама история любви, похожая на сказку.
…Принц Эдуард-Алтьберт-Кристиан-Георг-Эндрю-Патрик-Дэвид родился 23 июня 1894 года в Ричмонде, в семье наследного принца Великобритании, будущего короля Георга V и его жены, королевы Марии. Родители не баловали детей своим вниманием, навещая их только перед сном, и еще среди недели раз или два выписывая строгие наставления о том, как должны вести себя королевские отпрыски.
В XIX веке король в Великобритании стал только национальным символом, реальной власти монархи уже не имели, все решения принимал Парламент. Членам королевской династии не оставалось ничего более, как сосредоточить свои усилия на внешнем блеске королевских регалий. Дворцовый этикет, окружение, занятия, темы для бесед — все строго регламентировалось. Доходило порой до абсурда.
Принц Дэвид (как называли будущего Эдуарда VIII) совсем не имел друзей. Воспитывался чужими людьми, родителей видел редко, соответственно, никакой любви, как в простых семьях между родителями и детьми, там не было и в помине. Атмосфера постоянных запретов, замечаний, напоминаний о долге способствовали тому, что Дэвид рос замкнутым и очень сдержанным молодым человеком. Одинокий не по своей воле юноша, пристрастился к выпивке.
Наверно, даже в более древнее время у средневековых королей и принцев была более веселая и свободная жизнь, чем в Викторианскую эпоху в Англии. Не он один, а многие члены королевской семьи отличались скрытностью, зажатостью, отсутствием элементарных человеческих эмоций. Что поделать, это совсем другой мир и нам, простым смертным, его не понять.
Свои личные средства, которыми он мог сам распоряжаться, Дэвид получил только после 18 лет, уже учась в Оксфорде. Особых успехов принц не делал, преподаватели даже при желании польстить высокородному студенту, не могли выдумать ничего выдающегося о принце. Но и плохого тоже сказать было нечего.
В 1914 г. началась война и принц Дэвид увидел хоть какую-то возможность, смысл в своей пустой, как он считал, жизни. Он хотел на фронт, хотел быть полезным, но естественно, наследного принца никто воевать не пустит. Он — будущее Великобритании, пусть даже просто, в национальном смысле, без реальной власти. Но Дэвид при любой возможности навещал раненых.
Любое хобби принца жестко пресекалось. Скачки? Опасно, сказала королева. Автомобиль, на котором принц обожал ездить на высокой скорости, тоже попал в черный список, ибо король-отец и матушка-королева в письме «очень тревожились» за сына. Играя в поло, принц схлопотал мячом в глаз, и снова — запрет. Едва научившись управлять самолетом, пилотирование тоже пришлось забросить…
Похоже, что в этом человеке было немало талантов, способностей, но постоянные табу не дали реализоваться ни одному из них. Стоит ли удивляться, что уж в вопросах любви, доведенный до бешенства, которое, разумеется, он, выдрессированный королевским воспитанием, тщательно скрывал, принц сделался упрям.
Дэвид объездил почти весь мир, покоряя людей своей искренностью, скромностью и добротой. Чем взрослее он становился, тем более отличались его взгляды на жизнь от взглядов семьи. Принц заявил, что не жаждет династического брака, как-то диктуют древнейшие обычаи. Он вообще долгое время не хотел жениться, а лишь крутил многочисленные, но кратковременные любовные романы.
Пока не встретил Ее. Уоллис Симпсон была родом из знатной американской семьи — потомков англичан, прибывших в Новый Свет в 17 веке. К сожалению, отец Уоллис скончался, когда девочке было всего несколько месяцев. Мать и дочь испытывали некоторые материальные трудности, и Уоллис твердо решила удачно выйти замуж, чтобы не думать больше о деньгах.
С первым браком девушке не повезло: Уинфильд Спенсер выпивал и по слухам, распускал руки. Одну пользу Уоллис вынесла из этого брака — она побывала в Китае, где служил муж. Прожив год в удивительной стране, женщина познакомилась с другой культурой, расширив свой кругозор. Второй раз Уоллис вышла замуж уже более удачно. Эрнест Симпсон занимался бизнесом и дела его шли успешно.
Уоллис и Дэвид познакомились на приеме у Тельмы Фернесс, любовницы принца. И уж конечно, в минуту знакомства Уоллис и не подозревала, что из-за нее разразится международный скандал и это будет чуть ли не единственный случай отречения от короны во имя любви. Ее любви.
С первой же встречи между ними возникла взаимная симпатия. Уоллис имела легкий характер, умела рассмешить и сама много смеялась, вела себя всегда просто и непринужденно. Дэвид, с колыбели скованный этикетом, расслаблялся в ее присутствии, мог быть самим собой и сам не заметил, как привязался к миссис Симпсон настолько, что уже не представлял себе жизни без нее.
Они вместе путешествовали, весь мир знал об их любви. Дэвид исполнял все капризы своей возлюбленной. Меха, драгоценности, наряды, духи, дорогая косметика, баснословно дорогие безделушки… Уоллис стоило лишь взглянуть, а просить и не надо было, все тут же падало к ее ногам. Рядом с ней Дэвид расцвел, избавился от многих комплексов.
Эрнста Симпсона тем временем высмеивали в прессе. Да и что он мог поделать? Обманутый муж отнесся ко всему философски и как-то признался приятелю: «У меня такое впечатление, будто я препятствую ходу исторических событий».
Имеются различные источники, которые утверждают, что принц натурально преследовал Уоллис, а та всю жизнь любила только Эрнеста Симпсона, а за принца вышла из-за угроз последнего покончить с собой. Так это или нет, трудно выяснить. Жизнь высокопоставленных особ всегда интересовала общество, поэтому «источники» будут появляться регулярно, и каждый будет претендовать на достоверность.
Известие о смерти Георга V повергло Дэвида в смятение, он был не готов быстро принимать решения, а главное, он не хотел отказываться от любви. После коронации он завел разговор с семьей о браке с Уоллис. Но поддержки не получил, чего и следовало ожидать. Не одобрял поведение Эдуарда и Парламент, угрожая отставкой правительства, что грозило политическим кризисом. Зато народ поддержал своего короля, люди подходили толпами к Букингемскому дворцу и скандировали в поддержку их брака с Уоллис:
— Руки прочь от нашего короля!
Уоллис Симпсон хоть и была знатного рода, но не настолько, чтобы выйти замуж за принца Уэльского — наследника Британской короны. Понимали это все, и сам король в глубине души это тоже понимал. На Уоллис давили влиятельные друзья, на короля давила семья. Казалось, еще немного и они сдадутся, король, никогда не имевший сильного характера, пойдет на поводу у семьи, окружения и обычаев.
Однако он выбрал любовь. 10 декабря 1936 года в присутствии трех своих братьев король Эдуард VIII заявил «о своем твердом и окончательном решении отречься от престола». Он не раздумывая подписал все соответствующие документы, после чего позвонил в Канны, куда сбежала от травли его обожаемая Уоллис, и сообщил ей, что отрекся от престола. Его трогательную речь передавали по радио, и ее слушал весь мир. Запрос на текст пришел даже из Испании, в которой бушевала война…
Они поженились через полгода, в мае 1937 года. После отречения Эдуард получил титул герцога Виндзорского, приличное состояние, недвижимость и… свободу. Невероятную легкость, счастье, в котором герцогская чета прожила всю оставшуюся жизнь, бывший король не променял бы на все короны мира.
Много лет спустя ему задали вопрос:
— Если бы время повернулось вспять, Вы, Ваше Высочество, поступили бы так же или остались бы королем?
Эдуард, послав улыбку обожаемой супруге, с которой они выходили в свет исключительно вместе, ответил:
— Я поступил бы точно так же!
Герцог Виндзорский, бывший король Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, умер в Париже 28 мая 1972 года от рака. Похороны состоялись в Лондоне. Длинная очередь прощавшихся растянулась на милю. На печальной церемонии присутствовали королева Елизавета с членами королевской семьи. Герцогиня Виндзорская пережила супруга на несколько лет, скончалась в 1986 году и была похоронена в могиле рядом со своим мужем.