Разумеется, то танго, которое мы разучивали и пытались воспроизводить, было самым целомудренным и невинным из всех танго на свете. Никому тогда и в голову не могло прийти, что можно обнять и прижать к себе девочку. Классическая поза — мужская рука на талии партнерши, ее — на плече ведущего, две свободные руки соединены и вытянуты вперед или полусогнуты. Расстояние между танцующими должно быть достаточным, чтобы между ними прошел футбольный мяч. Вот так мы танцевали танго в те далекие годы.
Сейчас по прошествии многих десятков лет, когда можно танцевать, что кому только в голову взбредет, танго остался таким же волнующим и любимым. Его популярность, конечно, несколько снизилась, но на любом танцполе можно видеть танцоров танго, тесно сомкнувшихся телами или, наоборот, отстраняющихся друг от друга чуть ли не на всю длину их рук.
Так в чем же популярность этого танца, когда и где он возник, и почему про танго говорят, что это аргентинский танец? Точно на эти вопросы никто не может ответить, но общепринято считать, что в середине XIX столетия в Аргентине появились африканские рабы, которые и ввели в обиход слово «танго», означающее на одном из африканских диалектов «замкнутое пространство». Так стали называть место, где рабы и свободные негры танцевали.
К концу XIX века Аргентину захлестнула волна эмигрантов. В течение сорока лет население Буэнос-Айреса выросло со 180 тысяч человек до полутора миллионов. Люди ехали со всех стран, в большинстве, конечно, испанцы с итальянцами, но много было и поляков, русских, англичан. Происходило бурное слияние культур, нации заимствовали друг у друга обычаи, кулинарные рецепты, элементы одежды. Не остались в стороне и танцы.
Большинство из приехавших были бедные с авантюрной жилкой молодые мужчины, надеющиеся разбогатеть, после чего вернуться домой в Европу или перевезти семьи на новую родину. Предполагается, что возник новый танец на афро-аргентинских танцевальных вечерах, посещаемых молодыми бедными аргентинцами, носящими мягкие фетровые шляпы с широкими свободно висящими полями и повязывающими на шею вместо галстуков платки. Именно там африканские ритмы столкнулись с милонгой — быстрой полькой, распространенной в те времена в Аргентине, с испанской фламенко, кубинской хабанерой, итальянскими и французскими танцевальными мотивами. Все это и многое другое и дало начало новым музыкальным ритмам и новым танцевальным па. Креольская милонга, первоначально шутливая веселая песенка, превратившаяся со временем в танец, исполнялась под аккомпанемент аккордеона. А когда к нему присоединились гитара со скрипкой, мандолиной и флейтой — возникло танго. В начале XX века появился новый музыкальный инструмент — бандонеон, звучащий подобно органу. Именно с его появлением танго стало более медленным и лиричным.
Танго принципиально отличался от всего, что существовало в танцевальной культуре до него. Ведь там допускается столько возможностей для импровизации, что каждая пара танцует его по-своему. Там нет четких канонов в исполнении, есть только несколько базовых элементов и установок, таких как: партнерша не должна как переносить вес на обе ноги, так и отрывать их высоко от пола, а обязана постоянно держать их слегка согнутыми в коленях. Ведь первоначально это был мужской парный танец, и чаще всего его танцевали в многочасовых очередях в публичных домах.
Дело в том, что женщин в стране катастрофически не хватало, в среднем на 50 мужчин там приходилось по одной свободной женщине, что вызвало небывалый до того рост проституции. Вот в ожидании освободившейся женщины мужчины и коротали время под звуки аккордеона, изобретая все новые и новые па. Дело дошло до того, что начали устраиваться своеобразные танцевальные турниры и победители удостаивались чести внеочередного обслуживания жрицами любви.
Некоторое время аргентинский истеблишмент старался не замечать появления нового популярного танца, считая его танцем бедноты и трущоб. Танго становилось все более и более популярным и в первой половине XX столетия стало известно и любимо всеми слоями общества не только в Аргентине, но и по всему миру. В значительной степени этому способствовала неожиданная популярность танго в законодателе моды — Париже. Вероятно, произошло это в начале второго десятилетия XX века, потому что уже в 1913 году танго танцевали не только в Париже, но и Лондоне и Берлине.
Началось феерическое распространение танго. Появилось даже такое понятие — тангомания, то есть мода на танго и все, что было в стиле танго: вечеринки и чаепития, напитки и сигареты, обувь и одежда. Не всегда и не везде это шло официальным путем. Так, папа Пий Х выступил против танго, австрийский император запретил танцевать его в армии, а британская королева сказала, что она «это» танцевать сама не будет. В России в 1914 году было запрещено даже само упоминание о танго. Но после того как в 1914 году папа снял свой запрет, танго вполне официально стало признанным танцем.
В молодой Советской республике первоначально танго тоже оказалось в опале, но народная любовь оказалась сильней, и вскоре везде звучали задушевные голоса Козина и Лещенко, Сокольского и Вертинского, исполнявших танго. А вспомните песни военного времени, ведь большинство из них были танго — русское танго.
В Аргентине танго быстро стало национальным достоянием, а когда оно появилось в кино, начался «Золотой век» аргентинского танго. Голливудский певец и актер Карлос Гардель, признанный «королем танго» и погибший в авиакатастрофе в 1935 году, стал национальным героем Аргентины. Ему установлены памятники и открыты музеи, а 11 декабря, день его рождения, признан в Аргентине Днем танго.
Однако в пятидесятые годы интерес к танго упал во всем мире, новые современные ритмы и па начали его вытеснять. И вторым своим рождением танго вновь обязано Парижу. Именно там в 1983 году открылось шоу Tango Argentino, вернувшее танец в массы. И вновь паломничество в танцевальных клубах, все хотели научиться танцевать танго. Шоу стало настолько популярным, что танец вновь помчался по миру и вновь вошел в число самых популярных танцев.
Справедливости ради следует отметить, что первое известное танго «La Morocha» — «Неувядающая» — создал уругвайский автор Энрике Саборидо, а самое известное и популярное в мире танго «La Cumparsita» также сочинил уругваец Херардо Родригес, поэтому уругвайцы по праву также считают танго своим национальным танцем.