В XVII веке кардинал Шипионе Боргезе разбил на месте бывших виноградников парк (сегодня вилла Боргезе — один из известнейших в мире оазисов искусства). Парк постепенно обогащался скульптурами, выполненными известнейшими художниками.
На акварели изображен фонтан «Морские лошади», статуи вокруг него, скамейка, на которой одна женщина сидит и читает книгу, вторая лежит и слушает чтение. Как бы ничего не происходит, нет ничего достойного внимания художника. Но что же тогда подвигло Альма-Тадему написать такую картинку?
Попробуем проникнуть в голову художника и найти ответ на этот вопрос. Для начала — что это за фонтан? О нем известно, что его создавал Христофор Унтербергер, дата — 1791 год.
Христофор (1732−1798) родился в Тироле, учился художественному мастерству у своего дяди Франца Унтербергера, затем — в Венской академии искусств. Потом была Венеция и Верона, а затем — Рим. В Риме на его творчестве отразилось влияние Антона Рафаэля Менгса, вместе с которым он работал над оформлением зала папирусов Ватиканской библиотеки.
В 1780 году он возглавил бригаду художников, которая переносила на холсты ватиканские лоджии Браманте и Рафаэля. В 1784−86 годах он украшал виллу Боргезе мифологическими картинами и участвовал в проектировании «игривого» фонтана «Морские лошади».
Из акварели Альма-Тадема не очень ясно, почему историки искусства называют фонтан «игривым». Но если посмотреть на детальный снимок, кое-что проясняется. Видимо, слово «игривый» исходит от места, откуда бьет струя. Оно, скажем так, несколько непривычно: как правило, струя бьет изо рта. А в этом фонтане…
Теперь обратимся к акварели: куда эта струя падает? А струя падает точно в место, обозначенное бантом на платьи.
Естественно, возник вопрос: это искусственное построение художника или он это видел? Скорее всего, нечто подобное ему довелось лицезреть: парк открыт для посещений, в нем гуляют все без ограничения. Тому свидетельство — еще одна картина, написанная приблизительно с той же точки, что и у Альма-Тадемы.
Правда, уже нет статуй и скамеек, но есть посетители с детьми и без, играют собаки, фонтан бьет всеми струями.
Можно предположить, что Альма-Тадема пришел в парк на этюды, увидел женщину с корзинкой. Он себе рисовал, она собирала цветы, перемещаясь по газону. И тут произошло, если можно так выразиться, слияние женской фигуры со струей воды. Ему это показалось забавным. Он сделал набросок, потом выполнил его акварелью.
Здесь стоит вспомнить подробности биографии Альма-Тадемы. Путешествие в Рим (первое) состоялось в 1872 году, через год после свадьбы со второй женой — Лаурой. Для справки: ему — 35, ей — 18. Логично предположить, что этюд был сделан в том же году. Где была эта работа пять лет? Ответ — лежала в папке. И появиться на свет она смогла из-за неприятности, постигшей сэра Лоуренса. В 1874 году его дом был уничтожен взрывом баржи с порохом на одном из каналов Лондона. Никто не пострадал, остались невредимыми и картины, и архив художника. Из-за отсутствия мастерской некоторое время ему пришлось работать в качестве графика и акварелиста. Видимо, тогда и выплыл из архива рисунок, который в 1877 году (через пять лет после поездки в Рим) превратился в изящную акварель.
Почему нет варианта в масле? Видимо, он посчитал картинку не очень пристойной. Тем не менее она (картинка) дожила до наших дней. И у нас сегодня есть возможность видеть сад виллы Боргезе глазами художника.
Не исключено, что женщина на картине — Лаура, жена Альма-Тадемы.
.