Санкт-Петербург. В честь кого назвали Васильевский остров?

Реклама
Грандмастер

Что мы знаем про одного из соратников Петра Великого — Василия Дмитриевича Корчмина? Да почти ничего. Даже года рождения. Знаем, что он родился «до 1671 года». Знаем, что, в отличие от Александра Даниловича, вороватым он не был — просто потому, что сокровищ на службе отечеству сокровищ он не накопил.

Знаем, что за время своей службы был он и шпионом, и изобретателем, и военачальником, и инженером, и (под конец жизни) предпринимателем, и везде добивался успеха. И имя его «осталось в истории» — это его батарея стояла на Стрелке будущего Васильевского острова в то время, когда начиналось строительство Петербурга, прикрывая строительство от возможной вылазки шведов. И именно к нему, к Василию, тогда ездили «на остров». А потом, постепенно остров и стал Васильевским…

Реклама

Его отчим И. Сумароков был комнатным стольником царя Алексея Михайловича (да-да, того самого, «Тишайшего»), а его тесть А. Тимофеев был приближенным царевны Софьи. По их протекции Василий Корчмин был приближен ко двору и был стольником царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Иоанна Алексеевича, того, что в детстве был «соправителем» вместе с братом Петром, будущим Петром Великим.

В 1691 году Корчмин был принят в «потешные» войска царевича Петра Алексеевича. В «потешных» войсках он служил в бомбардирской роте. Вместе с Петром он поехал в составе Великого Посольства в Западную Европу и обучался в Германии математике и военным наукам. Пройдя обучение за границей, он стал сержантом этой роты, а в начале XVIII века командовал ею.

Реклама

Корчмин вел инженерно-практические исследования по некоторым разделам химии и баллистики. Изобрел огнемет, использовавшийся Петром во флоте (огнеметные трубы). Петр назначил его главным пиротехником, он организовал в Москве и Петербурге множество праздничных фейерверков («аллегорических феерических театрумов»). В Википедии перечислены многочисленные фейерверки, которые организовал и сделал Василий Корчмин, в начале XVIII века во времена правления Петра Алексеевича их устраивали очень часто и все они — детища Василия Корчмина.

В Москве у него была лаборатория пиротехники, где и изготовлялись ракеты, шутихи и прочие фейерверки. Кстати, сигнальные ракеты, которые сделал Корчмин, широко использовались в армии. А написанное им наставление по применению ракет использовалось в армии весьма долгое время.

Реклама

Получив военно-инженерное образование в Кенигсберге и Берлине, Корчмин занимался военной фортификацией. В Новгороде — в тот период, когда после Нарвской конфузии город надо было достойно защитить от возможного наступления шведов, в Петербурге — новую столицу надо было защитить от тех же шведов, в Кронштадте — тут шведы даже попытались прорваться к Петербургу, но, напоровшись на пушки только что построенных фортов, вынуждены были отказаться от идеи напасть на новую столицу России. А кроме этого — еще и в Москве, Гельсингфорсе и многих других городах.

По приказу Петра I Василий Дмитриевич занимался проектированием новых водных путей из Волги в Балтику. Созданные им проекты тогда не удалось реализовать из-за бедственного состояния казны и войны со Швецией. Но через несколько десятилетий к ним вернулись и на базе старых проектов были созданы системы шлюзов и каналов, которые назвали Вышневолоцкой водной системой и Мариинской водной системой.

Реклама

Василий Дмитриевич был и разведчиком. Во время учёбы в Берлине в 1698 году по приказу Петра он выяснил размер жалования немецких военных. В преддверии войны со шведами — разведывал состояние крепостей Нарва и Нотебург (Орешек) и их слабые места. В сентябре 1713 года проводил инженерную разведку укреплений шведской крепости Нейшлот.

Участвовал в боевых действиях Северной войны, воевал под Нарвой, Нотебургом, Ниеншанцем. Принимал участие в битве под Полтавой. В должности генерал-квартирмейстера участвовал в Персидском походе в 1722—1723 годах.

В кормление ему было передано село Вознесенское, расположенное на Неве. На его окраине в 1712 году была расквартирована первая в России понтонно-мостовая рота, всего 36 человек, на вооружении которых были жестяные понтоны (сделанные по образцу голландских). В наше время на берегу Невы стоит поселок Понтонный, один из микрорайонов которого называется Корчмино. Там же протекает речка Корчминка.

Реклама

Умер в Василий Дмитриевич 1729 году и был похоронен в Петербурге. Причем, поскольку умер он бездетным, после его смерти имения его были возвращены в казну… И лишь много лет спустя императрица Елизавета Петровна вернула их его вдове Ирине Владимировне. Такая вот милость и благодарность.

А на картах остались Васильевский остров, речка Корчминка, Мариинская и Вышневолоцкая водные системы. Впрочем, о последних знают только историки.

Реклама