Как группа MUSE породила «Сверхмассивную чёрную дыру» и призвала к «Восстанию»?

Реклама
Грандмастер

Прошлый раз, мы остановились на выходе альбома «Absolution», который вывел MUSE в авангард рок-музыки. Не мудрено, что нового релиза группы ждали с плохо скрываемым нетерпением. И MUSE не подкачали.

Новый альбом с загадочным названием «Black Holes and Revelations» («Чёрные дыры и откровения») вышел в 2006 году и уже в первую неделю разошёлся тиражом в 100 тыс. копий. Он не только возглавил хит-парад Британии, но и, наконец-то, покорил США, попав в ТОП-10.

Реклама

Кроме того, альбом содержал мощный суперхит — «Supermassive Black Hole» («Сверхмассивная Чёрная Дыра»), наверное, одну из самых известных и необычных песен коллектива. То, что песня особенная, Мэттью Беллами хорошо понимал и сам. Потому и издал первым синглом — перед самым выходом альбома, чтобы вызвать нужный ажиотаж.

«Фишка» песни заключалась в том, что здесь MUSE решили добавить в свой фирменный «коктейль» модные танцевальные ритмы.

Мэттью Беллами:
«Я посещал дискотеки в клубах Нью-Йорка. Это помогло создать „Supermassive Black Hole“. FRANZ FERDINAND хорошо делает подобные вещи, с тем самым танцевальным ритмом, смешанным с гитарой, и я всегда хотел создать нечто подобное».

Реклама

Текст песни звучал тоже в каком-то смысле игриво-пародийно. Хотя и не обошлось без излюбленных Беллами космических образов. В клипе на песню мы можем наблюдать целую кунсткамеру фриков — музыкантов в масках и женщин в причудливых костюмах, под которыми нет ничего кроме космической бездны — той самой всепоглощающей «чёрной дыры».

Мэттью Беллами:
«Это такая штука в центре галактики, которая засасывает все звёзды и планеты. Довольно простая песня на самом деле, очень прямолинейная. У меня есть девушка, в тот период у нас были проблемы, мы постоянно ссорились, и я начал думать: „Сколько можно, неужели это будет продолжаться бесконечно?“ Наверное, в этой песне я пытался понять, почему мои отношения с женщинами превращаются в борьбу».

Реклама

Песня бы и так была хороша. Но тут её вдобавок заприметила Стефани Майер — автор нашумевшего романа «Сумерки». На экраны вот-вот должен был выйти первый фильм по этой «сентиментальной» вампирской саге, и писательница попросила «Supermassive Black Hole» для саундтрека. Стоило песне прозвучать в сцене, где кровососы лихо играли в бейсбол, как продажи сингла выросли ровно в два раза. Позже MUSE напишут песню «Neutron Star Collision (Love Is Forever)» — уже специально для третьей части «Сумерек».

Самой же попсовой и «лёгкой» по звучанию песней на диске 2006 года стала «Starlight», в которой собственно и присутствует строчка о «чёрных дырах и откровениях». По словам басиста MUSE Криса Уолстенхолма, это «песня без вести пропавших, песня о любви к друзьям, семье, к тем, кто вам дорог». Для усиления мотива заброшенности и потерянности группа сняла клип к этой песне посреди моря — на борту корабля, подающего SOS.

Реклама

Сделав «алаверды» модной музыке, музыканты одновременно решили почтить старый добрый рок-н-ролл — в своей манере, разумеется. Песня «Knights Of Cydonia» напрямую отсылает нас к гитарным группам начала 1960-х. Конкретно — к THE TORNADOS и её инструментальной композиции 1962 года «Telstar» (так звали только что запущенный первый американский спутник). Кстати, в составе этой группы играл Джордж Беллами — отнюдь не однофамилец…

Мэттью Беллами:
«Это довольно личная для меня песня, потому что музыка написана под влиянием группы моего отца… И она значит для меня несколько больше, чем остальные. Особенно ее гитарное интро, там нетрудно заметить сходство с гитарой Джо Мика».

Реклама

Как обычно, музыканты намешали в песне всякого. Беллами охарактеризовал её как «подход эпической стороны группы к почти смешному уровню», а Уолтенхолм помпезно назвал «сорока годами рок-музыки, заключёнными в 6 минут».

Немало отсылок заложено и в названии песни — «Рыцари Кидонии». Под Кидонией подразумевается область на Марсе, долгое время служившая источником псевдонаучных теорий, до которых так падок лидер MUSE. На первых некачественных снимках Кидонии воспалённые умы сумели рассмотреть «пирамиды» и даже изображение человеческого лица. В итоге все эти чудеса «погибшей марсианской цивилизации» оказались обычными скалами и игрой светотени, но слухи крайне живучи…

Реклама

Что касается образов «рыцарей Кидонии», то их проясняет обложка альбома. Там посреди марсианского пейзажа восседают за столом не кто иные, как четверо всадников Апокалипсиса: Мор, Война. Голод и Смерть. Да и сам Беллами говорил, что эта песня «о величии и падении цивилизаций». Несмотря на мрачный антураж, слова «Knights Of Cydonia» звучат как вдохновляющий призыв «бороться за наши права, бороться, чтобы выжить».

На альбоме 2006 года хватает и более жёстких политических призывов (вроде шокирующей песни «Assassin» — «Убийца»).

Мэттью Беллами:
«Речь идет о Новом Мировом Порядке, о чувстве беспомощности маленького человека, который думает: „Что за черт, какая сила делает все это с нами, существует ли кто-то, кто всем управляет?“ …Всё это выглядит как срежиссированный хаос, умышленно созданный для определенных целей».

Реклама

Дальше — больше. Мировой экономический кризис 2008 года только подогрел мятежные взгляды Беллами. Наблюдая из окна своей квартиры в центре Лондона за массовыми протестами, приуроченными к собранию стран т.н. «Большой двадцатки», лидер MUSE пишет откровенный протестный гимн под названием «Uprising» («Восстание»).

Пер. Ana Bais:

Восстань и возьми власть обратно.
Время, чтобы у денежных мешков случился инфаркт.
Они знают, что их время подходит к концу,
Мы должны объединиться и увидеть возвышение нашего флага!
Так давай!

Звучит песня тоже достаточно прямолинейно — с вдохновляющими гитарными «ква-ква» и боевым электронным ритмом (одни считали, что ритмика похожа на «Call Me» группы BLONDIE, другие указывали на «Children of the Grave» BLACK SABBATH). Сам Беллами шутил, что специально написал «Uprising» в духе футбольного гимна, чтобы её можно было скандировать, протестуя против банковской ситуации. На песню сняли эффектный клип с игрушечным городом и бунтующими плюшевыми мишками.

Реклама

Забавно, но эта «антиимпериалистическая» композиция стала самым успешным синглом MUSE в США (№ 37). А в 2009 году художественный руководитель Ватикана Джулио Нерони включил её в список песен, способных «достучаться до сердец благожелательных людей» (впрочем, в том же списке есть даже произведение Тупака Шакура!).

Мэттью Беллами:
«Я стараюсь держаться подальше от такого „отстаивания взглядов“ как Боно и Крис Мартин. Они делают великое дело, но у меня плохо с публичным вниманием, я себя чувствую неловко. Я знаю, что буду выглядеть идиотом, если начну толкать речи. Но я порадуюсь, если такой трэк, как „Uprising“ будет ассоциироваться с реформой Палаты Лордов».

Протестный дух на альбоме 2009 года

Реклама
«The Resistance» есть и в других песнях. Так в заглавной композиции Беллами использует сюжет антиутопии Оруэлла «1984», где главной силой сопротивления тоталитаризму становится любовь главных героев. Есть на альбоме и песня с провокационным названием — «United States of Eurasia» («Соединённые Штаты Евразии»), вдохновлённая чтением книги небезызвестного Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска».

Мэттью Беллами:
«Эти люди — настоящие психи с манией величия! Они там все сидят и разговаривают о реально существующих странах как о шахматных фигурах. Они говорят о войне каким-то бесчувственным тоном в холодных терминах… И я представил себе, что пишу песню „анти-Большая Шахматная Доска“, в некоторой степени это песня о мегаломане, который хочет объединить Европу и Азию».

Реклама

Несмотря на рост протестного содержания, музыка на последних альбомах MUSE становилась всё менее оригинальной. Одни песни зазвучали слишком мягко, другие — слишком традиционно (порою в духе старого рокешника 70-х).

Правда, на успехе группы это почти не сказывается…

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Реклама