Новый альбом с загадочным названием «Black Holes and Revelations» («Чёрные дыры и откровения») вышел в 2006 году и уже в первую неделю разошёлся тиражом в 100 тыс. копий. Он не только возглавил хит-парад Британии, но и, наконец-то, покорил США, попав в ТОП-10.
Кроме того, альбом содержал мощный суперхит — «Supermassive Black Hole» («Сверхмассивная Чёрная Дыра»), наверное, одну из самых известных и необычных песен коллектива. То, что песня особенная, Мэттью Беллами хорошо понимал и сам. Потому и издал первым синглом — перед самым выходом альбома, чтобы вызвать нужный ажиотаж.
«Фишка» песни заключалась в том, что здесь MUSE решили добавить в свой фирменный «коктейль» модные танцевальные ритмы.
Мэттью Беллами:
«Я посещал дискотеки в клубах Нью-Йорка. Это помогло создать „Supermassive Black Hole“. FRANZ FERDINAND хорошо делает подобные вещи, с тем самым танцевальным ритмом, смешанным с гитарой, и я всегда хотел создать нечто подобное».
Текст песни звучал тоже в каком-то смысле игриво-пародийно. Хотя и не обошлось без излюбленных Беллами космических образов. В клипе на песню мы можем наблюдать целую кунсткамеру фриков — музыкантов в масках и женщин в причудливых костюмах, под которыми нет ничего кроме космической бездны — той самой всепоглощающей «чёрной дыры».
Мэттью Беллами:
«Это такая штука в центре галактики, которая засасывает все звёзды и планеты. Довольно простая песня на самом деле, очень прямолинейная. У меня есть девушка, в тот период у нас были проблемы, мы постоянно ссорились, и я начал думать: „Сколько можно, неужели это будет продолжаться бесконечно?“ Наверное, в этой песне я пытался понять, почему мои отношения с женщинами превращаются в борьбу».
Песня бы и так была хороша. Но тут её вдобавок заприметила Стефани Майер — автор нашумевшего романа «Сумерки». На экраны вот-вот должен был выйти первый фильм по этой «сентиментальной» вампирской саге, и писательница попросила «Supermassive Black Hole» для саундтрека. Стоило песне прозвучать в сцене, где кровососы лихо играли в бейсбол, как продажи сингла выросли ровно в два раза. Позже MUSE напишут песню «Neutron Star Collision (Love Is Forever)» — уже специально для третьей части «Сумерек».
Самой же попсовой и «лёгкой» по звучанию песней на диске 2006 года стала «Starlight», в которой собственно и присутствует строчка о «чёрных дырах и откровениях». По словам басиста MUSE Криса Уолстенхолма, это «песня без вести пропавших, песня о любви к друзьям, семье, к тем, кто вам дорог». Для усиления мотива заброшенности и потерянности группа сняла клип к этой песне посреди моря — на борту корабля, подающего SOS.
Сделав «алаверды» модной музыке, музыканты одновременно решили почтить старый добрый рок-н-ролл — в своей манере, разумеется. Песня «Knights Of Cydonia» напрямую отсылает нас к гитарным группам начала 1960-х. Конкретно — к THE TORNADOS и её инструментальной композиции 1962 года «Telstar» (так звали только что запущенный первый американский спутник). Кстати, в составе этой группы играл Джордж Беллами — отнюдь не однофамилец…
Мэттью Беллами:
«Это довольно личная для меня песня, потому что музыка написана под влиянием группы моего отца… И она значит для меня несколько больше, чем остальные. Особенно ее гитарное интро, там нетрудно заметить сходство с гитарой Джо Мика».
Как обычно, музыканты намешали в песне всякого. Беллами охарактеризовал её как «подход эпической стороны группы к почти смешному уровню», а Уолтенхолм помпезно назвал «сорока годами рок-музыки, заключёнными в 6 минут».
Немало отсылок заложено и в названии песни — «Рыцари Кидонии». Под Кидонией подразумевается область на Марсе, долгое время служившая источником псевдонаучных теорий, до которых так падок лидер MUSE. На первых некачественных снимках Кидонии воспалённые умы сумели рассмотреть «пирамиды» и даже изображение человеческого лица. В итоге все эти чудеса «погибшей марсианской цивилизации» оказались обычными скалами и игрой светотени, но слухи крайне живучи…
Что касается образов «рыцарей Кидонии», то их проясняет обложка альбома. Там посреди марсианского пейзажа восседают за столом не кто иные, как четверо всадников Апокалипсиса: Мор, Война. Голод и Смерть. Да и сам Беллами говорил, что эта песня «о величии и падении цивилизаций». Несмотря на мрачный антураж, слова «Knights Of Cydonia» звучат как вдохновляющий призыв «бороться за наши права, бороться, чтобы выжить».
На альбоме 2006 года хватает и более жёстких политических призывов (вроде шокирующей песни «Assassin» — «Убийца»).
Мэттью Беллами:
«Речь идет о Новом Мировом Порядке, о чувстве беспомощности маленького человека, который думает: „Что за черт, какая сила делает все это с нами, существует ли кто-то, кто всем управляет?“ …Всё это выглядит как срежиссированный хаос, умышленно созданный для определенных целей».
Дальше — больше. Мировой экономический кризис 2008 года только подогрел мятежные взгляды Беллами. Наблюдая из окна своей квартиры в центре Лондона за массовыми протестами, приуроченными к собранию стран т.н. «Большой двадцатки», лидер MUSE пишет откровенный протестный гимн под названием «Uprising» («Восстание»).
Пер. Ana Bais:
Восстань и возьми власть обратно.
Время, чтобы у денежных мешков случился инфаркт.
Они знают, что их время подходит к концу,
Мы должны объединиться и увидеть возвышение нашего флага!
Так давай!
Звучит песня тоже достаточно прямолинейно — с вдохновляющими гитарными «ква-ква» и боевым электронным ритмом (одни считали, что ритмика похожа на «Call Me» группы BLONDIE, другие указывали на «Children of the Grave» BLACK SABBATH). Сам Беллами шутил, что специально написал «Uprising» в духе футбольного гимна, чтобы её можно было скандировать, протестуя против банковской ситуации. На песню сняли эффектный клип с игрушечным городом и бунтующими плюшевыми мишками.
Забавно, но эта «антиимпериалистическая» композиция стала самым успешным синглом MUSE в США (№ 37). А в 2009 году художественный руководитель Ватикана Джулио Нерони включил её в список песен, способных «достучаться до сердец благожелательных людей» (впрочем, в том же списке есть даже произведение Тупака Шакура!).
Мэттью Беллами:
«Я стараюсь держаться подальше от такого „отстаивания взглядов“ как Боно и Крис Мартин. Они делают великое дело, но у меня плохо с публичным вниманием, я себя чувствую неловко. Я знаю, что буду выглядеть идиотом, если начну толкать речи. Но я порадуюсь, если такой трэк, как „Uprising“ будет ассоциироваться с реформой Палаты Лордов».
Протестный дух на альбоме 2009 года
Мэттью Беллами:
«Эти люди — настоящие психи с манией величия! Они там все сидят и разговаривают о реально существующих странах как о шахматных фигурах. Они говорят о войне каким-то бесчувственным тоном в холодных терминах… И я представил себе, что пишу песню „анти-Большая Шахматная Доска“, в некоторой степени это песня о мегаломане, который хочет объединить Европу и Азию».
Несмотря на рост протестного содержания, музыка на последних альбомах MUSE становилась всё менее оригинальной. Одни песни зазвучали слишком мягко, другие — слишком традиционно (порою в духе старого рокешника 70-х).
Правда, на успехе группы это почти не сказывается…