Сериал «Молодая гвардия» 2015 года. Так ли уж плохи современные ремейки на лучшие советские картины?

Реклама
Грандмастер

Легко ли быть молодым? Вроде бы, должно быть легко. Органы тела еще молодые, здоровые, сильные. Мозг свежий, игривый. Казалось бы, живи и радуйся! Ан нет. В юности свой ворох проблем, в среднем возрасте — другой ворох, в старости — свой. Молодым людям в сериале-ремейке «Молодая гвардия» 2015 года выпала молодость, обожженная фашистским вторжением. Кровью родителей и односельчан залилась земля, и перед каждым молодым человеком и девушкой встал жуткий вопрос: а ты с кем?

Что сразу бросается в глаза в этой экранизации — как раз глаза. Да, именно так: в глаза бросаются глаза. Ну, не горят они сейчас у актеров сериала! У актеров советского варианта «Молодой гвардии» 1948-го года глаза горели энтузиазмом, и те актёры, как мне кажется, реально вживались в роли. Плюс тогда актеры были настоящими комсомольцами, с соответствующими билетами и значком.

Реклама

У наших сегодняшних сериальных ребят ничего подобного нет. Вместо этого у них смартфоны, что практичнее билета члена комсомола, но не дает того уникального драйва, что был у советских актеров «Молодой гвардии». Правда, и требования к качеству картинки и игре актеров сейчас много ниже, чем в сталинские времена.

В «Молодой гвардии» 2015 года персонажам не хватает пламенности в речах. Нет этакой экспрессии, чтобы что ни слово, то искра. И чтобы вместо сердца — пламенный мотор! Но винить нынешних молодых актеров в том мы не можем. Другое время, другие стили актерской игры. Короткий метр есть короткий метр. Мыльная опера. Но все же… И в таком формате можно создать классные образы на экране (например, «Штрафбат» и Алексей Серебряков или Елена Яковлева в сериале «Катя»).

Реклама

Сделать нечто подобное пытается молодой актер Никита Тезин (Виктор Третьякевич). Лицо у него как раз комсомольское, открытое, и тут директор по кастингу картины не прогадал. В отличие от персонажа Юрия Чурсина (Артист), который на комсомольца похож так же, как байкер Хирург на балерину Большого театра. Чурсин, скорее, тянет на немца, и ему была бы более уместна роль немецкого контрразведчика. Олег Кошевой (Вячеслав Чепуренко) — вообще чуть ли не модель с обложки мужского журнала мод. Он что там, по два часа с утра марафет себе наводил на съемках?

Но в сериале есть и положительные моменты. Вернемся к тональности образа Виктора Третьякевича. Мне кажется позитивным здесь то, что он в наше меркантильное время показывает, что не все можно измерить деньгами. Что были, есть и будут люди, которые способны на подвиг не ради банкнот, а ради женщины или Родины. В наше время «купи — продай» как раз молодым зрителям важно показывать, что есть иной мир — благородный! — а не офисные склоки и подсиживания ради карьерной лестницы.

Реклама

Офисным работникам сейчас трудно представить, как и что должно произойти, чтобы они смогли, к примеру, организовать боевое подполье. Хотя, может, нужен лишь повод… В сериале «Молодая гвардия» точкой отсчета становится жестокость немцев. Даже не жестокость, а откровенное человеконенавистничество.

Я когда-то во время отдыха в Феодосии слушал рассказ бабушки, у которой мы снимали комнату в сезон, и та неожиданно за разговорами сказала, что, возможно, Германия бы и одолела СССР, если бы фашисты не стали истреблять простое население. Я так понял, бабуся была молодой девушкой в годы ВОВ, и рядовые люди не особо-то Советскую власть и любили. Но когда гитлеровцы стали жечь, вешать, насиловать, расстреливать обычных людей (не коммунистов и евреев), ненависть к захватчикам переросла в иное качество: месть! И тогда поднялся на войну весь народ стеной.

Реклама

В сериале «Молодая гвардия» как раз и наблюдается такая вот совсем не офисная метаморфоза. Месть побуждает главного героя взять на себя первую кровь. А как иначе?

Наибольшую симпатию у меня вызвала героиня Любушки Шевцовой (Катерина Шпица). Я считаю эту актрису одной из лучших в российском кино. В сериале «Молодая гвардия» она, по сравнению с сериалом «Катя», утеряла часть наивности, но стала настоящей Леди.

Хрупкость ее героини в фильме «Иван Поддубный» с Пореченковым тут сменилась хитростью и решительностью во взгляде. В действиях. Да, пусть сделано все чуть наивно. Перед актрисой стояли две задачи: хореографически-вокальная и лингвистическая. Любушка — как артистка кабаре — показала большую гибкость в сценах танца. Возможно, актрису дублировала профессиональная танцовщица, но те планы, где играла сама Шпица, показались мне хорошими.

Реклама

Что касается второй задачи (авторы наделили Любушку способностью бегло говорить по-немецки), все-таки чувствуется некоторая натянутость ее речи. Не так движутся губы при произнесении немецких слов, нет унисона между словом и мимикой. Впрочем, именно Любушка вытягивает весь довольно слабенький в общем сериал на приемлемый уровень. Персонаж Катерины Шпица самый запоминающийся, несмотря на недостатки. По иронии судьбы еще и немцы здесь получились весьма колоритные (особенно Гедеман с его платочком — актёр Андрей Гусев).

В данном ремейке произведения Фадеева актерская игра остальных главных действующих лиц довольно слаба. Молодые актеры совсем необстрелянные. «Тюлень» (Юрий Борисов) и вовсе мажет роль, ну не такой был фадеевский Тюленин, не такой! Впрочем, сериал «Молодая гвардия» режиссера Леонида Пляскина — это не калька с великого произведения Фадеева, а вольная интерпретация. Очень вольная!

Реклама

Зрителям показана, с одной стороны, жесткая проза военной жизни, но при этом сериал не лишен мягкого юмора. Кто сказал, что юмор в военных картинах — лишний? В советское время этот момент был под табу, а зря. Война ведь не только кровь и смерть, там бывают самые разные персонажи и ситуации, в том числе и комические. В российском кинематографе короткого метра примером мягкого юмора в сериале о ВОВ стал знаменитый «Диверсант» с Вячеславом Галкиным. Я считаю, что мягкий юмор прибавляет плюсов и «Молодой гвардии» 2015 года и поднимает настроение, как хороший спектакль.

Этот фильм тоже подчас напоминает больше спектакль, нежели кинематограф. В игре персонажей чаще нет красок, нет внутренней борьбы мотивов, так, чтобы скулы сводило. Но! Сериал «Молодая гвардия» имеет одно несомненное положительное свойство: этот ремейк показывает молодым людям, что не только гамбургером и айфоном жив человек. Есть понятие Родины, которая стонет в беде, и есть молодежь, что способна стряхнуть с себя леность и страх и встать на ее защиту. И вот этот патриотический и немеркантильный посыл и является самым ценным качеством ремейка «Молодой гвардии» 2015 года.

Реклама

Реклама