Что сразу бросается в глаза в этой экранизации — как раз глаза. Да, именно так: в глаза бросаются глаза. Ну, не горят они сейчас у актеров сериала! У актеров советского варианта «Молодой гвардии» 1948-го года глаза горели энтузиазмом, и те актёры, как мне кажется, реально вживались в роли. Плюс тогда актеры были настоящими комсомольцами, с соответствующими билетами и значком.
У наших сегодняшних сериальных ребят ничего подобного нет. Вместо этого у них смартфоны, что практичнее билета члена комсомола, но не дает того уникального драйва, что был у советских актеров «Молодой гвардии». Правда, и требования к качеству картинки и игре актеров сейчас много ниже, чем в сталинские времена.
В «Молодой гвардии» 2015 года персонажам не хватает пламенности в речах. Нет этакой экспрессии, чтобы что ни слово, то искра. И чтобы вместо сердца — пламенный мотор! Но винить нынешних молодых актеров в том мы не можем. Другое время, другие стили актерской игры. Короткий метр есть короткий метр. Мыльная опера. Но все же… И в таком формате можно создать классные образы на экране (например, «Штрафбат» и Алексей Серебряков или Елена Яковлева в сериале «Катя»).
Сделать нечто подобное пытается молодой актер Никита Тезин (Виктор Третьякевич). Лицо у него как раз комсомольское, открытое, и тут директор по кастингу картины не прогадал. В отличие от персонажа Юрия Чурсина (Артист), который на комсомольца похож так же, как байкер Хирург на балерину Большого театра. Чурсин, скорее, тянет на немца, и ему была бы более уместна роль немецкого контрразведчика. Олег Кошевой (Вячеслав Чепуренко) — вообще чуть ли не модель с обложки мужского журнала мод. Он что там, по два часа с утра марафет себе наводил на съемках?
Но в сериале есть и положительные моменты. Вернемся к тональности образа Виктора Третьякевича. Мне кажется позитивным здесь то, что он в наше меркантильное время показывает, что не все можно измерить деньгами. Что были, есть и будут люди, которые способны на подвиг не ради банкнот, а ради женщины или Родины. В наше время «купи — продай» как раз молодым зрителям важно показывать, что есть иной мир — благородный! — а не офисные склоки и подсиживания ради карьерной лестницы.
Офисным работникам сейчас трудно представить, как и что должно произойти, чтобы они смогли, к примеру, организовать боевое подполье. Хотя, может, нужен лишь повод… В сериале «Молодая гвардия» точкой отсчета становится жестокость немцев. Даже не жестокость, а откровенное человеконенавистничество.
Я когда-то во время отдыха в Феодосии слушал рассказ бабушки, у которой мы снимали комнату в сезон, и та неожиданно за разговорами сказала, что, возможно, Германия бы и одолела СССР, если бы фашисты не стали истреблять простое население. Я так понял, бабуся была молодой девушкой в годы ВОВ, и рядовые люди не особо-то Советскую власть и любили. Но когда гитлеровцы стали жечь, вешать, насиловать, расстреливать обычных людей (не коммунистов и евреев), ненависть к захватчикам переросла в иное качество: месть! И тогда поднялся на войну весь народ стеной.
В сериале «Молодая гвардия» как раз и наблюдается такая вот совсем не офисная метаморфоза. Месть побуждает главного героя взять на себя первую кровь. А как иначе?
Наибольшую симпатию у меня вызвала героиня Любушки Шевцовой (Катерина Шпица). Я считаю эту актрису одной из лучших в российском кино. В сериале «Молодая гвардия» она, по сравнению с сериалом «Катя», утеряла часть наивности, но стала настоящей Леди.
Хрупкость ее героини в фильме «Иван Поддубный» с Пореченковым тут сменилась хитростью и решительностью во взгляде. В действиях. Да, пусть сделано все чуть наивно. Перед актрисой стояли две задачи: хореографически-вокальная и лингвистическая. Любушка — как артистка кабаре — показала большую гибкость в сценах танца. Возможно, актрису дублировала профессиональная танцовщица, но те планы, где играла сама Шпица, показались мне хорошими.
Что касается второй задачи (авторы наделили Любушку способностью бегло говорить по-немецки), все-таки чувствуется некоторая натянутость ее речи. Не так движутся губы при произнесении немецких слов, нет унисона между словом и мимикой. Впрочем, именно Любушка вытягивает весь довольно слабенький в общем сериал на приемлемый уровень. Персонаж Катерины Шпица самый запоминающийся, несмотря на недостатки. По иронии судьбы еще и немцы здесь получились весьма колоритные (особенно Гедеман с его платочком — актёр Андрей Гусев).
В данном ремейке произведения Фадеева актерская игра остальных главных действующих лиц довольно слаба. Молодые актеры совсем необстрелянные. «Тюлень» (Юрий Борисов) и вовсе мажет роль, ну не такой был фадеевский Тюленин, не такой! Впрочем, сериал «Молодая гвардия» режиссера Леонида Пляскина — это не калька с великого произведения Фадеева, а вольная интерпретация. Очень вольная!
Зрителям показана, с одной стороны, жесткая проза военной жизни, но при этом сериал не лишен мягкого юмора. Кто сказал, что юмор в военных картинах — лишний? В советское время этот момент был под табу, а зря. Война ведь не только кровь и смерть, там бывают самые разные персонажи и ситуации, в том числе и комические. В российском кинематографе короткого метра примером мягкого юмора в сериале о ВОВ стал знаменитый «Диверсант» с Вячеславом Галкиным. Я считаю, что мягкий юмор прибавляет плюсов и «Молодой гвардии» 2015 года и поднимает настроение, как хороший спектакль.
Этот фильм тоже подчас напоминает больше спектакль, нежели кинематограф. В игре персонажей чаще нет красок, нет внутренней борьбы мотивов, так, чтобы скулы сводило. Но! Сериал «Молодая гвардия» имеет одно несомненное положительное свойство: этот ремейк показывает молодым людям, что не только гамбургером и айфоном жив человек. Есть понятие Родины, которая стонет в беде, и есть молодежь, что способна стряхнуть с себя леность и страх и встать на ее защиту. И вот этот патриотический и немеркантильный посыл и является самым ценным качеством ремейка «Молодой гвардии» 2015 года.