Первые занятия физкультурой по радио вела диктор Ольга Сергеевна Высоцкая. Потом почти пятьдесят лет в эфире звучал голос Николая Лаврентьевича Гордеева (1915−1982), ставший, можно сказать, визитной карточкой передачи. Гордеев был методистом Центрального Института Физкультуры. Поэтому комплексы упражнений, которые менялись еженедельно, он подбирал очень грамотно. Помогала ему в этом Галина Фёдоровна Дьякова.
Утренняя гимнастика реально способствовала укреплению здоровья. Случается, что и в наше время некоторые предпочитают делать утреннюю зарядку под винтажные советские записи, которые можно скачать из Интернета. Даже спустя 50 лет старый добрый советский фитнес приносит пользу.
Но ведущий радиопередачи должен, кроме того, мастерски владеть голосом. Это у Николая Гордеева тоже получалось. Голос его звучал четко и громко, по-командирски. С другой стороны, он знал, выполнение каких упражнений может вызвать у слушателей затруднения, и заранее предупреждал их об этом. По ходу зарядки ведущий то и дело немного отвлекался сам и отвлекал слушателей, сообщая им интересную информацию.
Знаменитая песня В. Высоцкого «Утренняя гимнастика» была незлой пародией на передачу, с которой начиналось каждое советское «доброе утро», и дает точное представление о самой передаче. Об этом скажут все, кто начинал свой день под бодрый голос Николая Гордеева в музыкальном сопровождении пианиста Родионова.
Родионов — это был студийный псевдоним. Настоящая фамилия аккомпаниатора была Родин. Валентин Васильевич Родин (1910−1980) был профессиональным пианистом, закончившим класс фортепиано в Московской консерватории. «Серьезной» работы классического сольного пианиста у Валентина Васильевича не получилось, хотя он и сочинил несколько музыкальных пьес и песен. Их, кстати, можно отыскать в Интернете. Но импровизационный талант и умение «на лету» подстраиваться под исполнителя пригодились в работе аккомпаниатором. Валентин Родин объездил с концертами весь Советский Союз, побывал во многих зарубежных странах. Свою работу в качестве аккомпаниатора «Утренней гимнастики» он не афишировал, отсюда и псевдоним «пианист Родионов».
Всесоюзная утренняя радиогимнастика изначально предназначалась для массового обольщения юных и спортивных слушателей. Но довольно скоро преподаватель Н. Гордеев и пианист Родионов стали любимцами людей предпенсионного и пенсионного возраста. Эти люди, столкнувшись с достижениями советской медицины и разочаровавшись в них, поверили в могущество упражнений с гантелями и «общепримиряющего» бега на месте.
Утренняя десятиминутка здоровья оказалась самой безобидной из советских тоталитарных затей. Она заставляла граждан СССР упражнять тело, но не насиловала мозги. Может быть, поэтому В. Высоцкий хоть и посмеялся над утренней гимнастикой, но посмеялся беззлобно. Он, тридцатилетний, вполне мог посмеяться над всей этой физической культурой, здоровье еще позволяло. К тому же это был один из немногих счастливых случаев, когда его песни совершенно официально звучали со сцены в спектакле известного московского театра — Театра сатиры.
По сюжету пьесы «Последний парад» моряки возвращаются в родной порт после долгого плавания. Наутро, после доброй пьянки с друзьями, они решают не опохмеляться, а заняться физической культурой. Включают радио, и из приёмника звучит голос Высоцкого: «Вдох глубокий, руки шире…»
Кстати, эта его песенка — единственная память о том, что утро каждого рабочего дня в Советском Союзе начиналось с бодрого призыва: «Выпрямитесь, плечи слегка назад… голову повыше… вдохните… на месте шагом марш!»