Написал его Дилан не для себя, а для американского вестерна «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (1972), повествующего о противостоянии двух бывших корешей, оказавшихся по разную сторону закона. Легендарный американский бандюк Билли Малыш (кстати, личность историческая) никак не хочет угомониться, а угомонить его берётся Пэт Гэрретт — бывший подельник Кида, а теперь, значится, шериф.
Сценарист фильма — Руди Вурлицер — поначалу пригласил Дилана, чтобы тот написал саундтрек, но в итоге композитор засветился и на экране, сыграв второстепенную роль бандита Элиаса. Работа над саундтреком оказалась столь тяжёлой, что Дилан впоследствии зарёкся брать на себя такой фронт работы.
Однако «первый блин» вышел совсем не комом, особенно если учесть, что в нём содержалась отменная изюмина — та самая «Knockin' on Heaven’s Door». Несмотря на лёгкую метафоричность, содержание песни вполне однозначно — это ощущения человека, стоящего на пороге смерти. Недаром композиция сопровождает сцену, где смертельно раненный шериф Колин Бэйкер идёт умирать на берег реки. Добавлю, что «Нак-нак-нак…» звучащее в припеве — это по-нашему «Тук-тук-тук».
Пер. — Маришка Миронова:
Мама, забери у меня этот значок,
Я больше не могу его использовать,
Темнеет, уже слишком темно, чтобы увидеть,
Кажется, я стучусь в дверь небес.
Стук-стук-стучусь в дверь небес.
Стук-стук-стучусь в дверь небес.
Мама, положи эти ружья на землю,
Я больше не могу из них стрелять.
Та холодная, черная туча спускается вниз,
Кажется, я стучусь в дверь небес.
Стук-стук-стучусь в дверь небес.
Стук-стук-стучусь в дверь небес.
Окончательная «презентационная» версия песни была записана Диланом в 1973 году — спустя год после выхода фильма.
Джим Кертнер, барабанщик Дилана:
«Было раннее утро. Кажется, сессия началась в 10 часов… Певцы пели вживую, небольшой орган, Роджер МакГуин вроде бы играл на гитаре… Это был первый раз, когда я плакал во время игры. Дело было в сочетании слов, голоса Боба, самой музыки, сцены, для которой её писали. В те дни у нас был большой экран на стене, на котором шёл фильм, когда мы играли. Я плакал всё время, пока шла запись».
Песня звучала вполне в манере Дилана. Одна и та же повторяющаяся последовательность аккордов (G D Am G D C), хор на заднем плане и характерный гнусавый голос. Биограф певца — Клинтон Хейлин — проницательно охарактеризовал песню как «упражнение в прекрасной простоте».
Кстати, очень похожее «упражнение в простоте» можно было слышать четырьмя годами ранее — в песне рок-музыканта Нила Янга «Helpless» («Беспомощный»). Нил был большим поклонником Боба, поэтому шума по поводу плагиата поднимать не стал.
Сингл «Knockin' on Heaven’s Door» в исполнении Дилана занял 12-е место в США и, несмотря на «простоту», как по мне, до сих пор остаётся самой совершенной версией песни.
А каверов на неё было записано немало. Самым успешным и известным стал кавер 1991 года в исполнении хард-рокеров из GYNS N' ROSES (она тоже стала № 12 в США). Спору нет, всё звучит роскошно — все эти «соляки» на гитарах и вокальные мелизмы. Вот только слишком много нарциссизма и кривлянья (у нас так частенько Высоцкого перепевают), а песня, напомним, всё-таки о смерти.
Недаром говорят, что «Knockin' on Heaven’s Door» входит в число самых популярных поп-композиций, которые звучат на похоронах. Американский рокер Уоррен Зивон, смертельно больной раком лёгких, специально записал эту песню Дилана накануне своей кончины в 2003 году — как своеобразную музыкальную эпитафию.
Одна из самых проникновенных версий «Knockin' on Heaven’s Door» была записана группой SELIG для знаменитого немецкого фильма 1997 года, так и названного «Стучась в небесную дверь» (правда, в нашем прокате он шёл под менее точным названием «Достучаться до небес»). Эта трагикомедия повествовала об авантюрных похождениях двух тяжело больных парней, которые решили, что нельзя умереть, не увидев моря. Песня звучит в самом конце — когда, сидя уже на берегу моря, один из героев — Мартин Брест (его роль играет Тиль Швайгер) — таки умирает. Отсылка к сцене смерти шерифа в «Билли Киде» очевидна. Отсылкой является и имя второго героя «Достучаться до небес» — Руди Вурлитцера (если помните, так звали сценариста упомянутого выше вестерна).
Не менее мрачный повод для записи «Knockin' on Heaven’s Door» был и у шотландского певца Теда Кристофера. Свой кавер он решил посвятить ужасной трагедии, разыгравшейся в 1996 году в городке Данблейн. 43-летний безработный Томас Гамильтон, вполне в духе западных традиций, заявился со стволом в начальную школу, где убил 16 учеников, их учителя, а после застрелился сам. Это событие до сих пор считается самым массовым убийством детей в истории Великобритании.
Тед Кристофер попросил у Боба Дилана разрешения переделать текст, чтобы связать его с трагедией. А подпевал Теду сводный хор из сестёр и братьев погибших малышей. В результате фраза «Положите эти пушки в землю» зазвучала одновременно конкретно и символично. Недаром после расстрела в Данблейне правительство Британии приняло закон, запрещающий гражданским лицам владеть магазинным оружием.
Строчка об оружии не раз давала повод трактовать «Knockin' on Heaven’s Door» как антивоенную композицию. Достаточно посмотреть видео к каверу певицы Аврил Лавин, напичканное кадрами вооружённых конфликтов. Антивоенным пафосом наполнено и исполнение ирландских «борцов за всё хорошее» — группы U2 (в 2010 году в Москве они исполнили эту песню в дуэте с ещё одним «борцом» — Юрием Шевчуком).
Однако самых необычных партнёров для исполнения «Knockin' on Heaven’s Door» нашла группа LENINGRAD COWBOYS. Финским рокерам подпевал и подыгрывал (в том числе и на balalayka)… Ансамбль песни и пляски Красной армии.
Песни Дилана вообще частенько принимали за политические гимны, хотя сам певец не раз говорил, что он не трибун, а прежде всего, поэт. Возьмём, к примеру, его первый громкий хит «Blowin' in the Wind» («В дуновении ветра»), который Боб написал ещё в 1963 году, в бытность чистым фолксингером, ещё «
Не помогло — вскоре «Blowin' in the Wind» зазвучала на всех митингах, посвящённых то борьбе за мир, то отстаиванию прав чернокожих.
Сколько лет простоит гора, прежде чем её смоет в море?
Сколько лет нужно прожить людям, прежде чем они станут свободными?
Сколько раз человек будет отворачиваться, делая вид, что он ничего не видит?
Ответ, мой друг, в дуновении ветра…
Боб Дилан:
«Многие знающие люди пытаются убедить меня, что ответ на мой вопрос существует, но я отказываюсь верить в это. Я по-прежнему утверждаю, что ответ знает только ветер. Наша главная проблема в том, что мы не предпринимаем попыток найти этот ответ, и даже, когда нам кажется, что мы совсем близки к нему… этот ответ снова улетает, подобно дуновению ветра».
Однажды, в 1997 году, Боб Дилан был принят самим Папой Римским в Ватикане, где, кстати, исполнил «Knockin' on Heaven’s Door». В ответ Иоанн Павел II начал цитировать строчки из «Blowin' in the Wind» и пояснять, что под всезнающим ветром подразумевается дуновение Святого Духа, а путь к Христу — единственный ответ для человека. Ну, с наместником Божьим не поспоришь…