«Стихи за колючей проволокой». О чем писали узники Заксензаузена?

Реклама
Грандмастер

Скромную книжку «Стихи за колючей проволокой» в бумажном переплете я купила в конце декабря 1959 года, в книжном магазине на Васильевском острове. Всей комнатой в студенческом общежитии мы прочли ее не отрываясь, сразу. Книга потрясала, удивлял сам факт ее появления. Потом её передавали из комнаты в комнату. Удивительно, что она не затерялась, и я её бережно храню до сих пор, хотя слегка потрепанную.

Как уцелела скромная тетрадка со стихами неизвестных узников фашистского концлагеря Заксенхаузена?

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы.
© Юлиус Фучик, казнён в берлинской тюрьме Плётцензее. 8.09 1943 г.

Спустя много лет после окончания страшной войны немецкие рабочие, производившие расчистку территории бывшего лагеря Заксенхаузен, среди развалин обвалившейся стены кухни «зондерлагеря» нашли небольшой сверток, обернутый в прорезиненную ткань. Рабочие передавали друг другу этот блокнот, изготовленный из ученической тетради, исписанный по-русски мелким почерком. Находку передали советским военнослужащим.

Реклама

И вскоре стихи были опубликованы. Сначала в газете «Советская Армия», издававшейся в

Реклама
Берлине, потом в «Красной зввезде» появилась информация о потрясающей находке, а 14 января 1959 года стихи из блокнота напечатала «Комсомольская правда».

Книга «Стихи за колючей проволокой» состоит из двух частей. В первой опубликованы почти все стихотворения из найденного блокнота, с незначительными сокращениями. А вторая часть — это «Повесть о поисках автора блокнота», написанная журналистами Анатолием Ёлкиным и Василием Кулёминым, работавшими тогда в «Комсомольской правде». К сожалению, оба прожили короткую жизнь.

В Интернете можно прочесть стихи Кулёмина Василия Лаврентьевича (1921−1962), журналиста и поэта. Есть и печатный сборник.

Анатолий Сергеевич Ёлкин (1929−1975) окончил факультет журналистики ЛГУ в 1952 году, после заведовал отделом литературы и искусства в «Комсомольской правде». Написал более десятка художественных произведений. В «Повести о поисках авторов» много писем уцелевших, выживших узников лагеря смерти.

Реклама

Нацисты создали концлагерь Заксенхаузен в июле 1936 года, вблизи города Ораниенбург, в 30 километрах севернее Берлина. Первыми узниками его были немецкие антифашисты и те, кого фашисты относили к «неполноценным» гражданам. С 1936 по 1945 годы через Заксенхаузен прошло более 250 тысяч узников из 27 стран. Не представлялось возможным установить точное число и все имена, так как перед бегством эсэсовцы уничтожили многие документы. Лагерь был освобождён советскими войсками 22 апреля 1945 года, где на тот момент оставалось около 3000 узников.

Реклама

Так о чем же писали в стихах узники концлагеря? Удивительно, но в сборнике очень много стихотворений лирических, о любви, о том, как тоскуют попавшие в неволю солдаты, о вере в будущее, в победу. Есть стихи-размышления, и совсем вскользь пишут о страданиях, о тех нечеловеческих условиях, которые были в лагере.

Одно из самых красивых стихотворений, автора которого так и не удалось установить — «Я вернусь еще к тебе, Россия» — приведу полностью:

Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой — другом юных лет.

Реклама

Но я каждый день и миг с тобою,
И лишь дрема веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит…

Я, как сын, люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя еще сильней,
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей!

Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидать реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

А вот письмо к матери, которое она так и не получила:

Из Германии, чуждой, далекой,
Шлю, мамаша, тебе я привет,
Но не взвеется песня высоко,
На нее не услышу ответ.

Я живу по соседству с Берлином,
Где концлагерь огромный стоит,
Где палач может душу мне вынуть,
Где неправда и ужас царит.

На работу нас гонят резиной.
Изнуряет работа совсем.
Три картошки дают, как скотине,

Реклама

Ты голодный работаешь день.

Но я знаю, родная мамаша,
Пусть сегодня я горе терплю,
Но взойдет солнце красное наше,
То, что сердцем горячим люблю.

Человек бесправен, избиваем, голоден, на грани гибели и обращается к любимой:

Что грустишь ты, моя дорогая?
Где сейчас ты, голубка моя?
Ты меня не кляни, забывая,
Презирать не позволю себя.

Нет, я раненым пост не покинул,
Нет, я трусом не сдался в бою.
Пусть меня этот плен и не минул —
Я сражался в первом ряду.

Стихи в концлагере были оружием, дружеской поддержкой, опорой, сочувствием, выражением братской солидарности и дружбы. За стихи фашисты уничтожали, но их продолжали писать, тайно передавали друг другу. Ни пытки, ни пули не смогли убить песню свободы, поэзию, родившуюся за колючей проволокой концлагерей.

Реклама

Нам приготовили гады
Петлю у самых ворот.
Смерть презирают комрады,
Смелый отважный народ!

Слышится звук канонады!
Армия наша идет.
Дружно сомкнитесь, комрады,
Смелый, отважный народ!

Нам ли бояться насилья!
Дружба в сто крат сильней!
Вспомни, комрад, Бастилию,
С дружбой на бой смелей!

Да, найти имена авторов так и не удалось. Но сами стихи — это памятник мужеству и героизму людей, пославших привет живым потомкам, чтобы всегда помнили, что такое фашизм и какие беды он приносит человечеству.

Реклама