«Побег из Шоушенка». История создания: кто такой Фрэнк Дарабонт и почему ему доверился сам Стивен Кинг?

Реклама
Грандмастер

10 сентября 1994 года «Побег из Шоушенка» стартовал в мультиплексах Америки. Картина представляла собой ретро-драму в классических ритмах с участием Тима Роббинса в роли Энди Дюфрейна, банковского клерка, невинно осужденного за двойное убийство, и Моргана Фримана в роли Рэда, мотающего в тюрьме Шоушенк пожизненный срок.

Однако в эпоху ура-боевиков с участием «Железного Арни» и Брюса Уиллиса тягучее повествование об искуплении вины и тяге к свободе пришлось не ко двору. Несмотря на прекрасные критические отзывы и реальный шанс стать лидером в оскаровской гонке, лента еле-еле окупила свой бюджет (25 миллионов долларов) и стала одним из аутсайдеров кинопроката. Это было тогда.

Сегодня «Побег из Шоушенка» уверенно занимает первые места в большинстве независимых рейтингов и списков «самых-самых за всю историю кинематографа». В 2008 году фильм обошел в рейтинге IMDb предыдущего «лидера» — гангстерскую сагу Копполы «Крестный отец» — и с тех пор является номером первым. Статистика статистикой, но когда Тим Роббинс повстречался с Нельсоном Манделой, то последний не забыл похвалить работу актера в картине Дарабонта. Каким образом картина о тюрьме продолжительностью почти два с половиной часа (для некоторых зрителей сие аналогично пожизненному заключению) стала мировым кинофеноменом? Цитируя сам фильм: «Геология — это наука о давлении и времени. На самом деле, это все, что нужно — давление и время».

Реклама

Режиссер и сценарист Фрэнк Дарабонт нынче проживает по соседству с супружеской четой Джоли-Питт на своей лос-анджелесской вилле в испанском стиле. Однако в восьмидесятые он еще не был номинантом Оскара и автором всемирно известного телесериала «Ходячие мертвецы», а, как и тысячи вольнонаемных фрилансеров, лишь мечтал о том, что когда-нибудь увидит свое имя на спинке режиссерского стула. «В те времена мою работу даже карьерой было сложно назвать. Я сколачивал декорации для малобюджетных постановок, дабы заработать на хлеб насущный», — вспоминает Дарабонт. Но будучи преданным и верным поклонником Стивена Кинга, он надеялся, что когда-нибудь экранизирует его книгу.

Реклама

Кинг — один из немногих писателей современности, права на экранизацию чьих книг продаются еще до того, как написаны сами книги. «Кингомания» в Голливуде началась с «Кэрри» и не утихает до сих пор. Известно, что сам автор резко негативно отзывался об экранизации «Сияния» Стэнли Кубриком, посчитав его выбор актрисы на роль Венди «вызывающим актом женоненавистничества». В целом же писатель терпимо относился и относится к неудачным попыткам переноса его творчества на экран и даже периодически реализовывал свои рассказы по доллару штука начинающим режиссерам. Разумеется, выкупить за бакс повесть «Рита Хэйворт и побег из Шоушенка» было невозможно, поэтому Дарабонту пришлось заматереть. И когда его сценарная фильмография пополнилась удачным сиквелом «Кошмар на улице Вязов 3», Фрэнк решил, что настал его час.

Реклама

Получив благословение Кинга, он приступил к работе над сценарием. Книга представляла собой 96-страничное повествование от лица Рэда и в силу своей тотальной некинематографичности мало сочеталась с желанием продюсеров снять очередной эпический блокбастер. Даже сам писатель не имел ни малейшего понятия, как этот материал превратить в смотрибельный фильм. И хотя Дарабонт, в отличие от Кинга, сомнений не испытывал, все же минуло пять лет, прежде чем сценарий обрел формы. Все это время Фрэнка кормили чисто коммерческие проекты — «Капля», «Муха 2» и работа над телешоу «Байки из склепа».

Реклама

Само собой, кое-что фильм почерпнул напрямую из книги, кое-где Дарабонт включил «авторское прочтение материала». К примеру, в оригинале старик Брукс, выпущенный на волю, тихо и безо всякого шума умирает в доме престарелых, тогда как в фильме его самоубийство становится своеобразным протестом, актом неповиновения системе и жизни «снаружи», с которой он так и не смог свыкнуться спустя десятилетия, проведенные в заключении. Аналогично ужесточили и сцену с Томми, парнишкой, знавшим правду об убийстве жены Энди Дюфрейна. В книге он всего-то выгодно обменивает свое молчание на теплое место в колонии-поселении, тогда как в киноверсии становится жертвой жестокого директора тюрьмы.

Реклама

Альфреду Хичкоку приписывают знаменитое высказывание: «Для того, чтобы снять великий фильм, нужно всего лишь три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий». По словам Роббинса, «Побег из Шоушенка» был «тем самым» сценарием, о котором слагают легенды. На его написание у Дарабонта ушло около двух месяцев, после чего текст весьма удачно приземлился на стол одной из первейших голливудских почитательниц тюремной тематики — женщины-продюсера Лиз Глоцер из кинокомпании Castle Rock Entertainment. Впрочем, несмотря на пристрастия Глоцер, сама тема далеко не всегда «выстреливала» в прокате, хотя у зрителя на слуху такие картины, как «Побег из Алькатраса», «Мотылек», «Полуночный экспресс» и «Хладнокровный Люк».

Реклама

Дополнительную поддержку проекту оказал и создатель кинокомпании — знаменитый режиссер Роб Райнер, который тоже «запал» на сценарий Дарабонта и, по слухам, сделал ему предложение, от которого было практически невозможно отказаться: три миллиона долларов в обмен на право сесть в режиссерское кресло. Слухи слухами, но правда в том, что сам Райнер уже не понаслышке был знаком с творчеством Кинга, ведь именно он превратил новеллу «Тело» в популярнейший фильм «Останься со мной», а также в 1990-м увековечил на киноэкране роман «Мизери» с помощью филигранной актерской игры Кэти Бейтс. К тому же Райнер мог привлечь к экранизации звезду высшего сорта, а именно Тома Круза, который почти согласился сыграть Энди Дюфрейна.

Реклама

Дарабонт долго боролся с искушением, ведь еще недавно ему было не на что выплачивать квартплату. К тому же студия предложила профинансировать любой его фильм, если он пойдет на сделку с Райнером. Однако в итоге философ в теле 33-летнего сценариста победил голодного человека, ибо «есть мечты, которые нельзя разменивать на деньги — последние закончатся, а зуд нереализованности будет мучить вас до самого конца». Райнер не стал мешать своему коллеге, наоборот, во многом помог Дарабонту оформить дебют в большом кино. Особо режиссер подчеркивал, что обе экранизации («Побег из Шоушенка» и «Останься со мной») не только являются повестями одного сборника, но и демонстрируют зрителю совсем иного Кинга: не «Короля ужасов», но писателя, вышедшего за рамки излюбленного жанра.

Реклама

История создания «Побега из Шоушенка», часть 2.

Реклама