Его первые картины — «сельские», сценки в амбарах, традиционные для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполненными Питером Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками. Эти картины получили свое развитие в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.
Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный натюрморт». На первом плане — часы с крышкой и корпусом из хрусталя и подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции — богато украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.
Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» — персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса). А остальные предметы — существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что касается часов — нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть в коллекции Британского музея (и не только). Кубок из раковины наутилуса — не редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же не удалось.
Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное имя — «сахарница Гольбейна». Это совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог только обладатель несметных богатств.
Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности серебряного блюда, как в зеркале. Поставленные один на другой усеченные конусы украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые кристаллы (возможно, гранаты и кораллы). «Юбка» под стеклянным сосудом поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие изумруды). В самом центре — эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».
Стеклянная чаша украшена ободком, на котором слева (видимо, симметрично и справа, зритель не видит) — женское лицо в обрамлении цветов, нечто вроде ручки, чтобы можно было удержать этот предмет. Крышка, точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру — шесть круглых вставок, по всей видимости, живописных миниатюр.
Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки перемежаются поясками металла, жемчуг — до самой вершины.
Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный музей искусств Дании, в Копенгаген. Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой, называемая „вазой Гольбейна“, принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских коллекций.**»
Остается открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна — ясно из рисунка Ганса Гольбейна Младшего. Весьма вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы — как знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия, встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами великого художника.
Где сахарница сегодня — установить не удалось. Важно то, что она существовала в действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не постигла участь многих других остаться без имени автора.
*Ганс Гольбейн Младший (1497−1543) — один из величайших художников, был портретистом, миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.
** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.