Главная героиня (в исполнении двух петербургских актрис) в душевных терзаниях проходит череду ступеней расставания с любовью, прошлым, настояще вымышленным и реально воображаемым. Она достигает Вселенной и не может достичь точки собственной опоры. Далекое видится близко, а близкое — недосягаемо и эфемерно. Противоречивы чувства, мысли, сознание. Они до боли знакомы и одновременно пугающе неизведанны. Все до буквы понятно и до абсурда запутанно. Все обострено до экстаза, и бесчувственно тупо.
Под музыку, записанную во Вселенной, душа героини проходит параллельные пути прощания — с обыденностью реальности, незыблемостью вечного, скоротечностью земного, неотвратимостью расставания, с детскими мечтами, с любимым, частью своей души. Она выходит на путь духовного перерождения в звуки. Душа рассыпается в музыке. Музыка заполняет душу и становится душой. Слова перекладываются в ноты, ноты — в слова, голос — в свет, свет — в нотный ряд. Все перемешивается и становится поэмой музыкального экстаза, ностальгией по отпущенному и переходом в иною измерение — мир музыкальной поэзии.
Перед спектаклем поэтесса сказала, что Александр Николаевич Скрябин — ее любимый композитор. Некоторые стихи написаны под его музыку. Наверное, ее стихи списаны с музыки, навеяны ей. Саша поделилась также, что в музыке слышит поэзию, а в поэзии — музыку. Художественная часть музыки организует образы. Также она поведала, что ее сын засыпает под Блока и Мандельштама. А под Маяковского не спит. Что музыка поэзии и поэзия музыки — это то, что остается в сознании после услышанного.
В 2015 году, объявленном годом русской литературы, решено усилить внимание к литературе как источнику жизни и вдохновения. Неся свои стихи в народ, Саша особенно выделяет детскую аудиторию. Поэтесса с восторгом заметила, что современные дети глубокие и размышляющие.
— В прекрасное время живем, — с восхищением выдохнула поэтесса.
Саша планирует нести поэзию не только обычным детям, но и людям в колониях. Она уверена, что поэтическая музыка растопит души заблудших и поможет выжить в трудный период. По замыслу поэтессы, в главной героине спектакля живут и властвуют два противоположных женских начала: стихия Земли («Пространство» по учению Блаватской) — София — мудрость и стихия Огня («энергетическая точка») земной женщины. Из-за такого расщепления происходят внутренние конфликты, диалоги с собой, единство и борьба, отторжение и притягивание, противоречивость и необходимость познавания самой себя.
Спектакль — о душевных переживаниях главной героини вокруг прощания. Пять слов, пять вех, пять осознаний. Стихи создавались не на музыку, а около музыки Скрябина, поэтому местами хорошо сосуществуют с музыкой в мелодическом и смысловом смысле. А местами живут своей жизнью, потому что композитор заложил в музыку вселенский смысл. Душа женщины — тоже Вселенная. Вселенская душа прощается под музыку с мечтами, прежними надеждами и с собой прошлой. Душа существует в музыкальном обличье. Впрочем, может быть, музыка становится душой. Все очень запутано в независимых Скрябинских-Ирбенских Вселенных.
Замысел создателей действа сначала показался смелым. Музыка Скрябина — это больше чем музыка, потому что средствами ее исполнения являются и свет, и пространство, и мысли. Это всемирно признанная музыка, до сих пор нуждающаяся в изучении и исследовании. Стихи молодой поэтессы уникальны и только вышли на путь творческого бессмертия. Пластическое и художественное исполнение поэтического слова само по себе уже является интеллектуальной работой для восприятия. Молодая поэзия, наложенная на признанные Скрябинские строки — это новая сущность, только что зародившаяся и требующая времени для осознания, вдумчивого восприятия и ожидания творческого послевкусия. Надеемся на лучшее.
А пока можно с уверенностью сказать, что первый опыт произвел благоприятное впечатление. Первое впечатление дало прикоснуться к многомерному материалу, оказавшемуся на удивление гармоничным. Искренние голосовые и музыкальные звуки то накладывались, то вырывались вперед. Сумбурно столкнувшись, они разлетались по своим орбитам, мирно сосуществуя и принимая друг друга во внимание.
Спектакль состоялся, смелый замысел оправдал свое существование. Можно с уверенностью сказать, что такая поэтическая музыка будет жить. Как и музыкальная поэзия. И литературный год, длиною в жизнь литературы, никогда не закончится.
Об актерах и авторах…
Анастасия Лазарева — петербургская актриса, автор и исполнитель нескольких моноспектаклей, которые с успехом идут на камерных площадках северной столицы. Ее спектакль «Шестое чувство. Небольшая пьеса для дудочки, скрипки и барабана» по произведениям А. Ахматовой и Н. Гумилева, является обладателем первой премии второго театрального фестиваля «Арт-ПодвалЪ» в номинациях «Лучший спектакль, посвященный эпохе Серебрянного века». Также в репертуаре актрисы моноспектакли: «Демоническая женщина» по произведениям Н. Теффи, «Роман с собственной душой. Девять писем с десятым, невозвращенным» по произведениям Марины Цветаевой, где звучат песни Анастасии Лазаревой на стихи М. Цветаевой. Все моноспектакли представлены в репертуаре легендарного театрального центра Санкт-Петербурга — «Подвал бродячей собаки», и на других площадках города.
Ольга Вечерик — актриса и певица, выпускница мастерской Алексея Бородина. Дебютировала на большой сцене в спектакле режиссера Деклана Доннеллана «Мера за меру» (роль Марианны и Перепрелы) в Московском театре им. Пушкина. Принимала участие в музыкальном озвучивании фильма Владимира Котта «Петр Лещенко», солистка концертной программы «Шедевры русского романса», с 8 лет работает на киностудии «Нева-фильм» в качестве актрисы дубляжа.
Саша Ирбе — поэт, член Союза писателей России, автор четырех поэтических сборников, победитель нескольких литературных конкурсов, исследователь поэзии ХХ века, автор проектов «Стихи на воде» и «Поэзия под барабаны».
Спектакль создан при поддержке Санкт-Петербургского института кино и телевидения.
Режиссер-постановщик: Олег Рытов.
Автор мультимедиа: Илья Булгаков.